Полнометражный фильм «Тобол» вышел на экраны в 2019 году, а год спустя в эфире Первого — восьмисерийная версия картины. Зрителей ждут новые герои и сюжетные линии, приближенный к литературному первоисточнику сюжет и яркие кадры, не вошедшие в киноверсию.
Посмотреть на известных актеров в неожиданном амплуа
«Тобол» — приключенческий фильм, героями которого стали как вымышленные персонажи, так и реальные исторические личности. Известные актеры не просто предстанут на экране в париках и камзолах в соответствии с модой XVIII века, но и сыграют великих людей, имена которых знает каждый школьник.
Дмитрий Дюжев, прославившийся ролями в криминальных фильмах «Бригада» и «Жмурки», перевоплотился в Петра I; Евгений Дятлов («Батальонъ», «Крик совы», «Жизнь и судьба») сыграл первого руководителя Сибирской губернии князя Матвея Гагарина; Александр Лазарев младший («Тайны дворцовых переворотов», «Идиотъ», «Екатерина») — генерал-майора Ивана Бухгольца, основателя Омска; в роли картографа, иконописца и архитектора Тобольска Семена Ремезова — Дмитрий Назаров, любимый публикой за сериал «Кухня»; а Екатерина Гусева («Змеиный источник», «Бригада», «Охота на изюбря») предстала в образе императрицы Екатерины I.
Для артиста это большое испытание, сыграть царя. Тем более Петра I. Мне интересно было бы переночевать в кровати Петра I, вообще понять, как это – спать в положении полусидя. Хотелось почувствовать энергетику человека – что он видел, когда засыпал и просыпался. В силу личной фантазии сложил образ Петра I – многогранной неоднозначной личности, трудоголика, очень решительного человека. Но каждый дубль был для меня как экзамен.
С похожим пиететом отнеслись к своим персонажам и другие актеры. Но больше всего опасений было у съемочной группы именно из-за Дмитрия Дюжева, и совсем не потому, что он не подходил на роль царя. Ближайшего соратника Петра I, князя Александра Меншикова, сыграл Павел Майков, а ведь артистов прочно ассоциируют с Пчелой и Космосом из сериала «Бригада», который принес им всероссийскую славу.
Мне казалось, это катастрофа, этого принципиально нельзя сделать. Ты видишь зрителя в зрительном зале, который первое, что видит — это Космос с Пчелой.
режиссер
Майков на роль Меншикова не сразу появился, не было умысла взять такую пару, которую зритель знает по «Бригаде». Но когда они встали вместе, мы увидели в кадре химию отношений, эти люди очень здорово чувствуют и взаимодействуют, а это передается персонажам. И тогда понимаешь, что Петр и Меншиков были большими друзьями.
Проникнуться историей настоящей любви
Несмотря на обилие именитых актеров в главных ролях, реальные персонажи лишь создают широкий исторический фон, на котором разворачивается главный сюжет фильма — история любви и приключений молодого офицера петровской гвардии Ивана Демарина. Иван вместе с отрядом под предводительством Ивана Бухгольца отправляется в сибирский поход в поисках золота. Однако, попав в Тобольск, влюбляется в дочь Семена Ремезова Машу. Для обоих это первая влюбленность, и ни один из героев не может адекватно выразить свои чувства.
Илья Маланин (слева) и Павел Табаков
В роли Демарина — Илья Маланин, молодой актер, который уже успел сняться в сериалах «Полицейский с Рублевки», «Озабоченные» и «Крепость Бадабер». Машу сыграла выпускница ГИТИСа Юлия Макарова, для которой «Тобол» — первая работа в кино.
Поначалу Иван Данилович Демарин не очень обращает внимание на Машу, хотя она ему очень нравится. Но, поскольку он служилый человек, он не может открыто проявлять своих чувств. И Маше приходится постоянно всего добиваться самой, а она упертая!
Еще один ключевой для сюжета персонаж — пленный швед Йохан. Получив секретное задание от сибирского губернатора Гагарина, он становится предателем и для своих, и для чужих, но бурная служебная деятельность не мешает ему страстно влюбиться в живущую в Тобольске солдатскую жену Бригитту. Бригитту и Йохана сыграли Агата Муцениеце (ее актерская карьера началась с сериала «Закрытая школа») и Андрей Бурковский («Звоните ДиКаприо!», «Кухня»).
Наше кино, какова бы ни была идеологическая, политическая и историческая подоплека, — это фильм о любви, сильной и страстной любви.
Увидеть самые сложные в российском кино трюки и декорации
Досъемочная подготовка заняла у создателей фильма три года. За это время в Тобольске была построена уникальная декорация — центр старинного города с каналами, подворьями и жилыми домами героев, которые воссоздавались по чертежам того времени. Тобольский кремль, Гостиный двор, Шведская рентерея (Казенная палата) и Софийский собор — шедевры архитектуры XVII — XVIII веков — тоже появляются в кадре, как и многочисленные жители Тобольска, снявшиеся в массовых сценах. Построенный для съемок посад не был снесен и теперь работает как музей под открытым небом. Именно здесь снимали и сцены строительства Санкт-Петербурга, для которых был использован хромакей рекордного размера — 130 метров.
оператор-постановщик
С художником и с режиссером мы очень плотно проехали по местности, придумали излучину реки, придумали, где будет находиться верхний город и нижний город. Очень долго расставляли на макете домики для того, чтобы у нас были лучшие точки для съемки. В итоге получилась прекрасная декорация, которой нет аналогов в России.
В этих сумасшедших декорациях, достойных голливудского блокбастера, были поставлены уникальные для российского кинематографа батальные сцены. Режиссер-постановщик трюков Жайдарбек Кунгужинов работал над крупнейшими проектами как в России, та и за рубежом: его команда ставила трюки для «Дневного дозора», сериала «Марко Поло», фильма «Неудержимые 2» с Сильвестром Сталлоне и Жан-Клодом Ван Даммом, «47 ронинов» с Киану Ривзом, главного российского блокбастера «Викинг» и множества других проектов.
Главная «фишка» компании Кунгужинова — трюки с лошадьми. Специально для съемок в Тобольск привезли 17 трюковых лошадей из Казахстана, остальных (около 50 вьючных) подобрали на месте. Животных готовили на протяжении пяти месяцев, а ключевую битву — между джунгарами и русским войском — снимали 11 дней.
Режиссер как-то в разговоре сказал: «Было бы классно, если бы лошадь провалилась с крыши вниз в землянку, где больные и раненые. У нас есть герой, который бы там дрался с этим джунгаром». Лошадь пошла бешеным галопом и сама прыгнула на эту крышу. Повезло, что так быстро. Но успели снять, у нас было пять камер. С первого дубля сняли.
Такой размах не отменяет и внимание к мельчайшим деталям. Почти все костюмы были сшиты специально для фильма по крою и технологии того времени. Телеги, бочки, игрушки и даже посуду вручную изготовили местные тюменские мастера специально для фильма. Так что создатели «Тобола» попытались максимально достоверно воссоздать как атмосферу, так и бытовые штрихи жизни петровской эпохи.
генеральный продюсер Yellow, Black and White
Магнитом в этом проекте для нас стала его масштабность, размах. Наша студия такого еще не снимала, это первый проект в историческом жанре. Здесь настоящее эпическое полотно, все максимально достоверно, это реальная история России и освоения Сибири. Впечатляют и спецэффекты, и массовые баталии, и гигантские декорации. Для съемок были построены целые города и деревни, специально сшиты невероятные костюмы, подобран уникальный инвентарь: шубы из настоящего меха, военная форма петровской эпохи, собрана дворцовая роскошь и много старинного оружия.
Сравнить фильм с книгой Алексея Иванова
Эпический роман Алексея Иванова «Тобол» и одноименный фильм связывают непростые отношения. Изначально задуманная как сценарий, история настолько разрослась и усложнилась, что из-под пера Иванова вышли две книги, почти по тысяче страниц каждая. Однако полностью вместить ивановскую вселенную с десятками персонажей и множеством сюжетных линий не удалось даже восьмисерийной версии «Тобола». В итоге писатель и продюсеры проекта разошлись во взглядах, и в титрах значится лишь, что фильм снят по мотивам романа.
Тем интереснее смотреть, как один и тот же сюжет зажил своей жизнью в разных средах. За счет сместившихся акцентов монументальное и довольно мрачное повествование книжного «Тобола» на киноэкране стало приключенческим фильмом с историей любви в центре сюжета.
У меня остался роман «Тобол», и читатель сам сможет сделать вывод, что должно было быть, а что получилось.
генеральный продюсер
В начале 2014 года я пришел с идеей к Алексею. В конце года мы заключили контракт. Долго торговались с его продюсером, но в итоге нашли компромисс. Алексей написал по нашему техническому заданию телевизионный сценарий на восемь серий. Когда я принес их на Первый канал, там сказали: «Замечательный план романа, ждем киносценарий». Надо понимать, что литературный сценарий и киносценарий во многом отличаются. Нам пришлось сокращать действие романа в десять раз. В итоге фильм выходит по мотивам романа Алексея Иванова. Эту книгу должны прочитать миллионы. Наш фильм — рекламный ролик романа.
Заинтересоваться историей Сибири
«Тобол» — это не только рекламный ролик для романа Алексея Иванова, но и затравка для всех, кому небезразлична история России. Сибирь была и остается загадочным местом, и фильм не претендует на достоверный и всеобъемлющий рассказ о всех перипетиях истории этого края. Однако сюжет, одним из героев которого стала первая столица российской Сибири, город Тобольск, побуждает копать дальше.
Откуда в сердце Сибири шведы и почему герои ищут золото Яркенда, города, который находится на территории современного Китая? Что на самом деле произошло с сибирским губернатором Гагариным, на которого Петр разгневался так, что фактически стер все упоминания о нем из документов? Чем вошел в историю Семен Ремезов, которого сыгравший его Дмитрий Назаров называет единственным в мире архитектоном? Это лишь немногие из вопросов, которые возникнут после просмотра фильма, и в том, что аудитория захочет найти на них ответы, — его несомненная просветительская функция.
«Тобол» — это уникальный культурологический проект, включивший в себя роман в двух томах, книгу нон-фикшн и наш кинофильм. В творческом союзе с Тобольским историко-архитектурным музеем-заповедником был построен интерактивный музей «Посад сибирских старожилов», который на время съемок превратился в декорацию к фильму, а после продолжил свою работу в качестве постоянного музейного комплекса. Создание и прокат фильма, уверен, дадут значительный толчок развитию туристической сферы Тобольска. Вот такой получился альянс кино, телевидения, литературы, музейного дела.
Режиссеры:
Игорь Зайцев, Петр Зеленов
Оператор:
Юрий Коробейников
Идея:
Олег Урушев
Генеральные продюсеры:
Олег и Иван Урушевы, Эдуард Илоян, Денис Жалинский, Виталий Шляппо, Алексей Троцюк
В ролях:
Дмитрий Назаров, Евгений Дятлов, Дмитрий Дюжев, Александр Лазарев, Илья Маланин, Павел Табаков, Андрей Бурковский, Агата Муцениеце, Екатерина Гусева, Иван Колесников, Филипп Рейнхардт, Юлия Макарова и другие
Производство:
Кинокомпания «Solivs», студия «Yellow Black and White Films», Россия, 2019