Актерская самоотдача на уровне подвига: Петр Федоров сбросил 15 кг и отказался от утепления
Главный герой фильма — военный летчик, подбитый при выполнении операции под Москвой зимой 1941 года. Николай Комлев получил ранение, но выжил и несколько дней пробирался к своим. Персонажу Петра Федорова приходится переплывать ледяные реки, преодолевать буреломы, проваливаться в снег и противостоять голодным волкам, рискуя в любой момент быть пойманным фашистами, которые объявили на него настоящую охоту…
режиссер, сценарист и продюсер
На съемках ему было несладко. Он то от волков убегает, то в огне горит, то в снегу ползет, то в ледяной реке плывет. И в Пете я был уверен, знал, что он не превратится в капризную девочку и не скажет, что ему холодно и мокро.
Холодно и мокро Федорову было практически всегда — съемки проходили в настоящем зимнем лесу, а актер отказался от дублеров и через все испытания героя проходил самостоятельно. Но для полного погружения артисту этого показалось мало, и он сбрасывал вес по ходу съемок, чтобы, как и его герой, выглядеть все более и более изможденным. Всего за время проекта Федоров похудел на 15 кг.
Я не видел в этом большой необходимости, но актер выбрал такой путь, и я согласился. Честно говоря, я бы назвал это подвигом. Еще и потому, что в какой-то момент у нас был форс-мажор, отложилась съемка, но Петя продолжал держать этот страшный вес. Потом мы приготовились к съемке, но наступил локдаун, и когда мы просто встретились с ним пообщаться, я честно думал, что сойду с ума, это невозможно было – у него фактически торчали ребра… Он продержал год этот вес!
Но и на этом Федоров не остановился — вопреки настойчивости съемочной группы он отказался от специально придуманного утепления и в мороз до —20°C по несколько часов проводил в сугробах без дополнительной защиты. После таких испытаний самому отрастить бороду и усы по просьбе режиссера было для него скорее приятной мелочью.
Где боль, где лишения, где опасность – там мой дом. Чем опаснее, тем мне легче: ничего не приходится играть! Как только мы добрались до леса, ничего не пришлось придумывать.
Абсолютное погружение: реальная техника военных лет и живые волки
С начала 2019 года масштабные съемки картины проходили в Москве, Подмосковье, Новгородской и Калужской областях, павильонах «Мосфильма». Производство проекта было приостановлено из-за пандемии и вновь запущено летом 2020 года. Как для съемок любого исторического фильма, для «Летчика» улицы Москвы пришлось преобразить. Демонтировали современные дорожные знаки, автоматы для оплаты парковки и воссоздали атмосферу военных лет: заклеили окна крест-накрест, привезли настоящий аэростат, который применяли во время войны для заграждения.
Но Ренат Давлетьяров и компания пошли на один уникальный шаг — сняли настоящий военный самолет, хотя действующая техника периода Великой Отечественной войны в кино появляется крайне редко. Мало того, что штурмовик ИЛ-2 вошел в кадр, он полетел!
У машины уникальная судьба. Во время одного из боевых вылетов он получил повреждения, и летчик Валентин Скопинцев был вынужден посадить его на лед. Перед смертью он оставил сыну карту с указанием места посадки. Машину нашли, отправили в Новосибирск на реставрацию и довели до летного состояния. В фильме ей управляет заслуженный летчик-испытатель России Владимир Барсук.
Мы работали на высоте 5-7 метров в условиях ограниченной видимости. Нам приходилось совершать разные маневры, удивлять рыбаков и местных жителей, но, тем не менее, сложнейшая задача выполнена, и я считаю, что именно с этим самолетом такие кадры получены впервые.
Настоящими на съемках были не только самолеты, но и животные: волки, от которых убегает герой Петра Федорова, были с артистом в одном кадре и несколько дней пугали жителей близлежащих деревень.
Волки, конечно, классные, но в то же время глупые и страшные, и они считаются совершенно не дрессируемыми. Во время съемок нападения на моего героя у костра я наблюдал за дублером и думал: «Жалко, что волка не очень хорошо видно, зрители подумают, что это собака, а это ведь реальный волк!»
Трогательная история любви: женщина, как символ Родины
Главный источник сил для Комлева, то, что заставляет его преодолевать нечеловечески трудные препятствия, чтобы выжить — любовь. Перед отправкой на фронт герой спасает от бандитов артистку театра оперетты Ольгу, которая становится его женой. Ольгу сыграла Анна Пескова («Тест на беременность», «Прощаться не будем»), которой на съемках пришлось полностью обнажиться. По словам создателей, откровенный эпизод важен был, чтобы понять мотивацию героя: через все лишения его гонит не абстрактная любовь к Родине, а любовь к женщине, ее живому теплу, тому, с чем Родина для него ассоциируется.
продюсер
В нашем фильме не только война. В нем есть сильная любовная линия, которая появилась, поскольку нашей задачей было рассказать жизненную историю. Ведь именно мысль о доме, о родных, о любимой – это то, что помогало не сдаваться солдатам даже в самых страшных ситуациях. До самого финального кадра главный герой доказывает, что разум сильнее тела. И поэтому наш фильм будет понятен и интересен любому зрителю.
Уникальный масштаб: более сотни человек в команде и самые передовые технологии
Если в кадре появлялась техника средины прошлого века, то работу за кадром обеспечивали новейшие аппараты и технологии. Из Австрии была привезена специальная гиростабилизированная система, благодаря которой была возможность делать четкие кадры во время съемок с вертолета. Кроме того, камера, которую использовали для фильма, позволяет снимать в разрешении 8К. Хитрость конструкции заключалась еще и в том, что оператор мог полностью управлять камерой и корректировать любые настройки, находясь внутри кабины.
оператор
Это была настоящая спецоперация. В вертолете может сидеть четыре человека, а нас было пятеро без учета фокус-пуллера, который не влез, и за фокусом я вручную следил сам. У меня была связь сразу с обоими экипажами, а в эфире должна быть максимальная тишина, нужно давать очень четкие команды. И это колоссальная ответственность, к тому же каждая минута стоит огромных денег.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Четыре российских сериала и один фильм о небеБои и полеты невозможно снять с использованием одного самолета, пусть даже и уникального, поэтому в павильонах были созданы макеты макеты ИЛ-2 и «Мессершмиттов» в натуральную величину. В сценах, где летчик стреляет из пулемета, ведется реальная стрельба, правда, холостыми. Многомесячную работу, тяжелые съемки в поле и воплощение самых смелых задумок режиссера обеспечивала огромная команда. Со многими Ренат Давлетьяров работает уже многие годы, другие присоединились только во время съемок «Летчика». Это и сотни человек в массовке, для каждого из которых был пошит комплект одежды, соответствующий эпохе, и артисты немецкого происхождения, сыгравшие фашистов, и группа, отвечавшая за поведение на площадке волков…
Не уходите на титрах
Николай Комлев — собирательный образ героического советского летчика. Широко известна судьба Алексея Петровича Маресьева, о чьем подвиге военный корреспондент Борис Полевой написал «Повесть о настоящем человеке». Однако это лишь одна история подобного подвига. Советских летчиков-героев, вернувшихся в авиацию после ампутации ног, было девять: Леонид Георгиевич Белоусов, Александр Иванович Грисенко, Георгий Павлович Кузьмин, Михаил Николаевич Левицкий, Иван Степанович Любимов, Илья Антонович Маликов, Захар Артемович Сорокин, Иван Михайлович Киселев. При создании фильма авторы отдали дань уважения всем им — их истории можно узнать в финальных титрах фильма.
Продюсеры:
Ренат Давлетьяров, Дмитрий Пристансков, Влад Ряшин
Режиссер-постановщик:
Ренат Давлетьяров
Авторы сценария:
Ренат Давлетьяров, Алексей Тимошкин, Сергей Ашкенази
Оператор-постановщик:
Семен Яковлев
Художники-постановщики:
Артем Кузьмин, Ренат Гонибов
Композиторы:
Павел Коваленко, Роман Волознев
Звукорежиссер:
Павел Дореули
Монтаж:
Родион Николайчук
В ролях:
Петр Федоров, Анна Пескова, Валерий Гришко, Роман Книжка, Павел Осадчий, Максим Емельянов, Александр Галибин, Антон Кузнецов, Николози Паикридзе, Гела Месхи, Андрей Ильин, Алексей Демидов, Мария Опельянц, Ирина Медведева, Евгений Михеев, Пауль Орлянский, Юрий Дейнекин, Марчин Стец, Артем Алексеев, Юлия Силаева, Елена Дробышева
Производство:
Кинокомпании «Интерфест», StarMedia, «ДАПродакшн» при поддержке Фонда кино, при участии «КиноПоиск HD», Россия, 2021