Новинка от классика советского кино Станислава Говорухина
Станислав Говорухин — один из немногих продолжающих активное творчество мэтров советского режиссерского цеха. Создатель фильмов «Вертикаль», «Место встречи изменить нельзя» и «Ворошиловский стрелок» с периодичностью раз в два года выпускает картины, появление в которых — честь для любого российского актера.
Станислав Зельвенский, «Афиша»: «Про Говорухина можно говорить что угодно, но в свои 80 он живой человек, не потерявший профессию и уж про компромиссы, надо думать, знающий куда больше многих».
Основой его нового фильма как раз и стал «Компромисс» — сборник новелл Сергея Довлатова о жизни, работе и творчестве альтер эго Довлатова, ленинградского журналиста, уехавшего в Таллин в поисках большей свободы для творчества.
Иван Колесников, исполнитель главной роли: «Это фильм о любви и свободе. У него нет начала и конца. В нем все понятно и просто, потому что с того времени ничего не поменялось: журналисты и писатели все так же борются с существующими правилами. Довлатова принижали, втаптывали в грязь, а он вставал, отряхивался и шел дальше. Это правильное отношение к жизни!»
Первая полноценная экранизация Сергея Довлатова
Сейчас — волна популярности Сергея Довлатова. К 80-летию со дня рождения писателя фильмы о нем снимают и документальные («Написано Сергеем Довлатовым» Ромы Либерова), и художественные («Довлатов» Алексея Германа-младшего). Однако, как ни странно, картин по книгам самого Довлатова практически нет. Если не считать «Комедии строгого режима» с Виктором Сухоруковым в одной из главных ролей, «Конец прекрасной эпохи» — первый фильм-экранизация творчества Довлатова.
Станислав Говорухин: «Фильм "Конец прекрасной эпохи" нельзя называть экранизацией "Компромисса". Там много взято из записных книжек Довлатова, из моих собственных воспоминаний... Эта картина — по мотивам произведений Довлатова. Просто "Компромисс" — так было в договоре написано, и я не стал менять. Это же не о Довлатове. Герой некий журналист. Половина текстов там сочинена сценаристом».
Действительно, из 12 историй «Компромисса» в фильм попали только две — про репортаж к рождению 400-тысячного жителя Эстонии и про доярку-передовика производства.
Лариса Малюкова, «Новая газета»: «"Конец прекрасной эпохи" — Довлатов-лайт».
Возвращение Светланы Ходченковой к Станиславу Говорухину
Одну из главных ролей в фильме — романтический интерес главного героя, редактора Марину — играет Светлана Ходченкова. Начало ее карьере положил именно Станислав Говорухин, позвавший студентку первого курса на главную роль в своем фильме «Благословите женщину». Однако после картины «Не хлебом единым» их творческие пути разошлись — Говорухин публично критиковал Ходченкову за смену имиджа и выбор ролей, и Светлана в его фильмах последние десять лет не появлялась. «Конец прекрасной эпохи» вновь свел актрису и режиссера.
Станислав Говорухин: «Она оказалась более правой, чем я. Поколение другое растет. И если бы она оставалась в тех же параметрах, может быть, ее и снимать бы не стали. Видите, какие теперь на экране героини. <…> Она талантливая артистка — у нее хорошая школа. Я имею в виду даже не столько Вахтанговское училище, сколько ее первую картину "Благословите женщину", в которой она работала с Ириной Купченко, Инной Чуриковой, Александром Балуевым... Работа с такими партнерами — хорошая школа».
Дебютант в главной роли
Исполнителя главной роли, ленинградского журналиста Андрея Лентулова искали очень долго, за год пробы прошли более 500 актеров.
Станислав Говорухин: «Хотелось, чтобы он был из того времени — не знаю, получилось ли. <...> Я искал человека, совершенно непохожего на Довлатова. А получился тоже крупный, черноволосый».
Крупный и черноволосый человек — актер сериалов Иван Колесников, для которого роль в «Конце прекрасной эпохи» — дебют в большом кино.
Иван Колесников: «Я пришел на пробы в жутком состоянии, после дня рождения друга. Станислав Сергеевич спросил: "Выпиваешь?". Я честно признался — да. Я жил в Петербурге и много гулял по злачным местам и рюмочным. "Куришь?". Я курю с 13 лет. Эти качества сближали меня с главным героем, и после проб я сразу же был утвержден на роль».
По оценкам критиков, роль Довлатова-Лентулова Колесников сыграл убедительно и свежо.
Станислав Зельвенский, «Афиша»: «Франтоватый красавец в роли довлатовского лирического героя поначалу несколько обескураживает — но есть подозрение, что двухметровый армянин с бородой вызвал бы куда больше вопросов».
Наталия Григорьева, «Новая газета»: «Исполнитель роли Лентулова Иван Колесников играет своего персонажа сложным и неоднозначным. С вечной ухмылкой на губах, будто бы несерьезный раздолбай и пьяница, у которого внутри — и в текстах — вдруг некрасовское, никому вокруг непонятное "кто живет без печали и боли, тот не любит Отчизны своей"».
Черно-белая картинка
Отказ снимать на цветную пленку не редкость для современного кино, черно-белый «Артист» Мишеля Хазанавичуса в 2011 году даже получил «Оскар» за лучший фильм. В России одна из последних работ в этом стиле — «Трудно быть богом» Алексея Германа.
Однако в руках Станислава Говорухина это скорее не специально выбранный художественный прием, а следование собственным предпочтениям.
Станислав Говорухин: «Во-первых, я люблю черно-белое кино. Во-вторых, я испытываю к нему большее доверие. Скажем, о войне я вообще не могу смотреть цветное кино. И сами кинематографисты это чувствуют и иногда цвет убавляют. Они бы тоже снимали черно-белое, но заказчик, продюсер, требует цветное — тогда очень многие убавляют цвет, когда печатают копии. А у меня фильм-ретро, это 60-е годы — и мне хотелось создать впечатление, что фильм снят в те годы, только без цензуры».
Производство: МОСФИЛЬМ, КИНОСТУДИЯ ВЕРТИКАЛЬ, 2015
Режиссер: Станислав Говорухин
Сценарий: Станислав Говорухин по мотивам повести Сергея Довлатова "Компромисс"
В ролях: Иван Колесников, Светлана Ходченкова, Федор Добронравов, Борис Каморзин, Дмитрий Астрахан, Лембит Ульфсак, Сергей Гармаш, Александр Робак, Элина Пяхклимяги, Кярт Таммярв, Тыну Карк, Дмитрий Ендальцев
Оператор: Геннадий Карюк
Композитор: Артем Васильев