Близко к духу книги, но при этом современно
«Ярмарка тщеславия» Уильяма Теккерея — безусловная классика мировой литературы, экранизированная множество раз. Имя главной героини романа (если так можно назвать основное действующее лицо «Романа без героя») Бекки Шарп стало нарицательным, а каждый, кто пытался адаптировать книгу для кино, телевидения или театра, конструировал свой образ этой бедной, но сообразительной девушки, готовой пойти на все, чтобы улучшить свое положение в обществе.
Сценарист Гвинет Хьюз, которая взялась за свежее прочтение «Ярмарки тщеславия», взвалила на себя тяжелую ношу — попыталась сделать историю максимально близкой к оригиналу, но при этом понятной и актуальной для современного зрителя.
режиссер
Невозможно устать от великих книг и от преподнесения их новым зрителям. С выхода предыдущей экранизации прошло больше 15 лет. Думаю, зрители получат от новой экранизации большое удовольствие. «Ярмарка тщеславия» — история сильной героини, которая не идет на компромиссы, она хочет быть на равных в обществе, в котором доминируют мужчины. Это очень похоже на происходящее с нами сейчас. Эта универсальная история сегодня кажется более актуальной, чем когда-либо.
Оригинал претерпел неизбежные сокращения при переносе 800 страниц текста в формат семисерийного фильма. Однако автор сценария не просто отказалась от некоторых персонажей и убрала часть сюжетных линий. Хьюз предлагает нам свежий взгляд на сюжет: она видит «Ярмарку тщеславия» прежде всего историей дружбы двух девушек — миловидной и скромной Эмилии и пробивной Бекки, между которыми, на первый взгляд, нет ничего общего.
Интересная дань уважения оригиналу — фигура рассказчика в лице самого Теккерея, который появляется в начале каждой серии. В книге автор также не дает надолго забыть о своем присутствии и часто напоминает читателю, что все написанное — плод его воображения. В сериале Теккерея сыграл участник коллектива «Монти Пайтон» актер и продюсер Майкл Пэйлин, который признавался, что «Ярмарка тщеславия» — его любимая книга.
Пожалуй, единственное, что мешает назвать «Ярмарку тщеславия» Хьюз и Стронга («Убийство на пляже») классической британской адаптацией, — современная музыка, использованная в титрах и в некоторых сценах. В начале каждой серии звучит All Along the Watchtower Боба Дилана в исполнении Afterhere, а в конце — Material Girl Мадонны. Однако, по мнению критиков, это гораздо более традиционная экранизация, чем хотят нас убедить ее создатели.
Сценарист Гвинет Хьюз проделала отличную работу. Адаптация получилась не только умной, но и весьма современной и свежей. Она искусно уместила огромный, размашистый роман в семи сериях. Книга смешная, но уловить юмор и сделать его доступным современной аудитории действительно непросто. Гвинет мастерски справилась с этим.
Оливия Кук — одна из лучших Бекки Шарп в кино
Уже упоминавшийся сэр Майкл Пэйлин и обладательница премий «Тони» и Лоуренса Оливье Фрэнсис де ла Тур, которую зрители помнят по роли мадам Олимпии Максим в «Гарри Поттере», — пожалуй, самые известные актеры в ансамбле «Ярмарки тщеславия». Однако им отведены второстепенные роли: рассказчика и взбалмошной мисс Матильды Кроули, богатой и незамужней тетушки, за чье наследство борются несколько родственников.
На первых ролях в этой постановке — молодые актеры, которые в очередной раз демонстрируют силу британской школы.
Мисс Бекки Шарп сыграла 25-летняя Оливия Кук из фильма «Первому игроку приготовиться» Стивена Спилберга и сериала «Мотель Бейтсов». Критики в один голос уверяют, что экранизацию стоит смотреть хотя бы ради игры Кук, которой удалось создать персонажа, опередившего свое время, сложного и неоднозначного, но безусловно интересного.
Бекки, которую мы видим в пансионе мисс Пинкертон – молодая женщина, которая хочет иметь гораздо больше, чем имеет на тот момент. Она занимает положение в обществе с очень строгой классовой системой, изменить которую как будто невозможно. Однако Бекки отчаянно и яростно верит в себя и намерена пробиться через стеклянный потолок.
The Atlantic
В лице Кук эта «Ярмарка тщеславия» получила актрису, которая наслаждается интригами и амбициями Бекки (в последней большой адаптации с участием Риз Уизерспун Бекки вызывала скорее сострадание, из-за чего одна из величайших героинь литературы выглядела несколько стерильной). Кук, напротив, максимально отыгрывает самые скверные инстинкты Бекки, притворно плача, флиртуя и напрямую обращаясь к зрителю во время планирования особо постыдной шарады.
Второй главный персонаж, согласно задумке сценариста, — Эмилия Седли. Ее традиционно представляют как кисейную барышню, наивную и хрупкую, полную противоположность Бекки. В этой экранизации образ Эмилии несколько пересмотрен — это по-прежнему нежная и деликатная девушка, но при этом отнюдь не безвольная тихоня.
Я хотела дать ей больше места под солнцем. Викторианцы считали ее без сомнения прекрасной, сам Теккерей полагал, что она идеальная женщина, но для современного зрителя она немного размазня.
Эмилию сыграла Клаудия Джесси, которая появлялась в небольших ролях в культовом сериале «Доктор Кто», экранизации книги «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» и фильме «Их звездный час». Актриса также видит свою героиню очаровательной юной особой, у которой вся жизнь распланирована еще в детстве, но утверждает, что старалась не переигрывать.
Эмилию описывают как человека, который умер бы из-за мертвой канарейки, поэтому отчасти я старалась быть верной этой характеристике. Я плакала, когда нужно было плакать. Но я также не хотела играть ее так, чтобы она вызывала раздражение.
Центральный женский дуэт оттеняют исполнители других ролей. Самоуверенного и эгоистичного Джорджа Осборна, жениха Эмилии, сыграл Чарли Роу (самая крупная его роль пока — Лео в американской версии «Красных браслетов»). Уильяма Доббина, который безответно влюблен в Эмилию, но скрывает свои чувства, — актер и музыкант Джонни Флинн (именно ему предстоит сыграть Дэвида Боуи в байопике «Звездная пыль», который выйдет в 2020 году). Роль Родона Кроули, племянника Матильды Кроули, которого охмуряет Бекки, досталась Тому Бейтману (Джулиано Медичи в «Демонах Да Винчи» и главный герой в сериале «Джекил и Хайд»).
До мелочей воссозданная эпоха и батальная сцена, которой не было в книге
Любители костюмных драм не будут разочарованы — «Ярмарка тщеславия» блестяще воспроизводит эпоху Наполеоновских войн. Над созданием соответствующей атмосферы трудилась вся съемочная группа от режиссера и менеджера по подбору локаций, до костюмеров и гримеров.
Костюмы очень важны при вхождении актеров в роль, особенно в исторических постановках. Помогают они и подчеркнуть эволюцию персонажей. В «Ярмарке тщеславия» по ходу развития сюжета меняется цветовая гамма костюмов главных героинь: по мере продвижения Бекки в обществе ее платья становятся все светлее, а наряды Эмилии, которые в начале фильма выглядят довольно ярко, постепенно тускнеют вслед за ее эмоциональным состоянием.
Всего для 85 персонажей и их дублеров было сшито более 2000 костюмов, ткани доставляли из разных стран, в том числе из Италии и Польши.
Костюмы меняют тебя на физическом и духовном уровне. Движения всегда достаточно сильно ограничены, потому что на тебе шляпа и шаль, которые ты боишься уронить. На запястьях у тебя висит ридикюль. Благодаря этому довольно быстро осознаешь мировоззрение героини и переносишься во времени.
Съемки проходили в Лондоне, графстве Кент и Будапеште. Режиссер принципиально хотел как можно больше снимать в английской столице, потому что именно там разворачивается действие романа Теккерея. Сотрудничество с Amazon Studios также позволило задействовать большие бюджеты и добавить в фильм то, чего не было в книге — битву при Ватерлоо. Теккерей не следит за ходом сражения, а остается с женами офицеров в Брюсселе, а режиссер Джеймс Стронг решил не отказываться от батальных сцен. В роли Брюсселя в фильме выступил Будапешт, где прекрасно сохранилась архитектура того периода, а саму битву снимали недалеко от английского Рединга.
У нас была массовка численностью 400 человек, каскадеры, 50 лошадей, спецэффекты, дроны, стрельба каждый день. Подходящая нам трансформация фермы в Рединге, на которой снимали фильм «Орел приземлился», оказалась потрясающим опытом в плане логистики. Мы находились там около недели, и это время 200 человек тренировались изображать солдат наполеоновской армии. И в итоге мы получили потрясающие кадры.
Режиссеры:
Джеймс Стронг, Джонатан Энтвистл
Сценарий:
Гвинет Хьюз, по роману Уильяма Мейкписа Теккерея
В ролях:
Майкл Пэйлин, Оливия Кук, Том Бейтман, Джонни Флинн, Клаудия Джесси, Роберт Пью, Саймон Расселл Бил, Элли Кендрик, Чарли Роу, Мартин Клунес
Оператор:
Эд Рутерфорд
Композитор:
Изобель Уоллер-Бридж
Производство:
Mammoth Screen, Independent Television, Великобритания — США, 2018