Проект Валерия Тодоровского
Валерий Тодоровский — один из самых ярких продюсеров на российском телевидении. Именно он отвечал за такие успешные сериалы последних лет как «Оптимисты» и «Частица вселенной», а на широкие экраны вышли его проекты «Географ глобус пропил» с Константином Хабенским в главной роли, «Кислород» Ивана Вырыпаева, «Большой» о жизни главного театра страны. Но настоящими хитами стали его собственные проекты, ретро-картины «Стиляги» и «Оттепель».
Первым, с кем Тодоровский поделился идеей сериала «Садовое кольцо», была сценарист Анна Козлова, автор нашумевшего «Краткого курса счастливой жизни».
Тодоровский хотел снять фильм про вытеснение, про женщину, которая готова сделать все что угодно, лишь бы не заниматься своей жизнью. Про то, какие усилия люди прикладывают, чтобы сохранить «статус-кво», несмотря на то, что они глубоко несчастны в нем. Мне это было очень близко, я согласилась написать сценарий. После «Краткого курса счастливой жизни» мое мировоззрение несколько изменилось, усложнилось. Для меня было важно сделать новое осознанное высказывание. С моей точки зрения, при некоторой жесткости сериала «Садовое кольцо» — это очень гуманистический проект, и у всех героев есть шанс, на самом деле. Я вложила в сценарий много личных вещей. Если в «Кратком курсе» я была сосредоточена на проблеме любви, то в «Садовом кольце» — на проблеме семьи, логическом продолжении любви.
Сотрудничеством остались довольны оба. Тодоровский называет Козлову настоящим писателем, а ее сценарий «Садового кольца» — большим литературным произведением. Козлова утверждает, что проект — результат творческой синергии.
Остросоциальная тема
Идею «Садового кольца» Тодоровский вынашивал довольно давно. По его задумке, сериал должен был стать отражением современной жизни, зарисовкой о нравах московского среднего класса.
Главная героиня — 37-летняя Вера, жизни которой можно только позавидовать: финансовый достаток, любящий муж, прекрасный сын. Однако пропажа сына-подростка раскручивает клубок лжи и интриг, которые в действительности окружали Веру на протяжении долгих лет.
«Садовое кольцо» — проект необычный, остросоциальный, очень жесткий. Что для меня ценно, он про нашу современную жизнь, а не про ностальгические ретро, которым переполнено наше кинопространство. Это сериал про нашу современную жизнь, откровенный, очень честный, временами даже чрезмерно, опасно честный. Мне кажется, фильм рассказывает о том новом явлении, которое есть в стране и о котором ничего не снято. То, что называется современный российский средний класс. Как они существуют в этой действительности, боятся ее или не боятся. Я думаю, многие смогут узнать в этом фильме себя и свою жизнь.
Одним из стимулов Тодоровского стали социальные сети: по словам продюсера, его поразила ситуация, при которой многие из его ленты Facebook живут в полном отрыве от реальности. В частности, его удивило, что во время наводнения в Крымске в 2012 году одна из подписчиц писала у себя на странице «SOS! У меня ушла домработница!». Эта тема вытеснения актуальности и реальности из собственной личной жизни и заинтересовала Тодоровского.
режиссер
Мне кажется, идея фильма очень актуальная. Я не видел других примеров, чтобы наше кино говорило на эту тему. Это фильм о том, как человек сам вытесняет из своей жизни все то, чего он не хочет знать и видеть, и начинается придуманная реальность. И о том, чем это заканчивается.
Дерзкий молодой режиссер
Утверждение кандидатуры режиссера на проект было не таким гладким, как в случае со сценаристом. Валерий Тодоровский долго искал подходящего человека, а потом к нему обратился Алексей Смирнов, на тот момент выпускник театрального вуза без опыта работы. Смирнов — представитель актерской династии (отец — Андрей Смирнов, мать — Елена Прудникова, сводная сестра Авдотья Смирнова) и так просто сдаваться не собирался.
Он проявил упорство, тогда я попросил его снять несколько кусочков, чтобы понять, как это будет выглядеть. Он взял и снял, и это получилось довольно убедительно. И потом я понял, что из всех вариантов, которые у меня есть, этот — безбашенный, снятый почти что подростком — оказался самым лучшим. Я ни разу не пожалел о том, что пригласил его быть режиссером.
На момент начала проб Смирнову было всего 23 года, но молодому режиссеру удалось найти контакт с актерами, во многом благодаря поддержке Валерия Тодоровского. По словам Смирнова, именитый коллега помогал ему в трудных ситуациях опытом и весом, но в то же время не давил и не пытался сделать из «Садового кольца» фильм Тодоровского. В результате проект оказался уникальным сплавом опыта и юности, и стал идеальной стартовой площадкой для режиссера-дебютанта.
исполнитель одной из главных ролей
Этот 24-летний дерзкий, наглый, талантливый зараза вокруг себя собрал такую нормальную когорту актеров и со всеми с ними справился, я бы даже сказал — расправился.
Алексей Смирнов с Марией Мироновой
Яркие звезды в главных ролях
«Расправляться» режиссеру было с кем. Главную роль исполнила Мария Миронова, двукратная номинантка на премию «Золотой орел» (за «Статский советник» и «Крик совы»), лауреат премий «Звезда театрала», «Хрустальная Турандот», «Фигаро» и многих других. Из последних ее работ можно вспомнить фильм «Салют-7» и сериал «Родина».
«Садовое кольцо» Алексея Смирнова — это очень интересная для меня работа, я с удовольствием отдала ей много времени. Моя героиня много лет жила в розовых очках с богатым мужем. Потом все изменилось, и ей приходится пережить серьезнейшую драму.
Мужа главной героини, бизнесмена Андрея, сыграл Анатолий Белый. На счету актера около ста ролей в кино и сериалах, среди которых работы в «Метро», «Белой гвардии», «Вангелии», «Оптимистах», «Чистом искусстве» и множестве других проектов.
Сегодняшняя, современная Москва. Семейная драма, когда все хорошо-хорошо — и вдруг все плохо. И как каждый из этого выходит, какие трупы, скелеты в шкафах всплывают.
Сестру Веры, Анну, играет Евгения Брик, работавшая с Валерием Тодоровским в «Стилягах» и в «Оттепели». Из других ее ролей можно вспомнить «Географ глобус пропил», «Эти глаза напротив», «Мама-детектив».
Народная артистка России, лауреат премий «Ника» и «Золотой орел» Ирина Розанова сыграла мать главной героини. Актриса признается, что с удовольствием работает с молодежью, потому что именно «у них внутренняя свобода, творческая наглость, они ничего не боятся».
С Анатолием Белым мы быстро довольно нашли общий язык так же, как и с Марией Мироновой. <…> С Ириной Розановой было весело. Любовника ее персонажа зовут Потап, он ей в сыновья годится. Так вот на кастинге за день с ней пробовалось примерно двенадцать юношей-Потапов. Розанова совершенно ошалела, что я после каждого Потапа дарил ей цветы.
Кроме того, в сериале появились Максим Виторган, Мария Голубкина, Юлия Ауг и все члены семьи режиссера.
В какой-то момент я понял: что бы я ни сделал, мне обязательно скажут, что я это сделал по блату. Потому что папа — режиссер, потому что Дуня… И я решил, чтобы сразу ответить на все вопросы, я сниму в фильме сразу всех своих троих сестер и родителей, чтобы сразу все поняли, что это все по страшному блату (смеется). Так я и сделал. Больше всего я горжусь ролью своего отца. По-моему, это лучшая роль в его жизни — он играет сторожа на штрафстоянке.
Неожиданный подход к съемкам
Плотно работать с актерами Алексей Смирнов начал еще на пробах: он понимал, что как режиссеру-дебютанту классические пробы организовать ему будет сложно, поэтому подготовка больше походила на настоящие съемки. Многое из того, на чем «тренировались» режиссер и оператор во время этих проб, впоследствии было использовано в сериале.
Еще одна творческая задумка режиссера — четырехчастная структура «Садового кольца», в которой каждая часть отличается по жанру.
Когда я прочитал сценарий, то я подумал, что если все удастся, то у зрителей всю первую половину фильма должно быть чувство — как же хочется убить всех этих москвичей зажравшихся! А во второй части уже все будет по-другому. Первые три серии должны вызывать ненависть к этим людям и желание их уничтожить. В следующих трех возникнет детективная история. Дальше три серии чистой драмы. А три последние серии — это мой любимый жанр, которым виртуозно владеет Анна Козлова — «все сошли с ума». Это моя любимая часть.
Съемки проходили в основном в Москве. В квартире главной героини на самом деле живут люди, это не специально созданная для сериала декорация. Одна из необычных локаций — психиатрическая больница. Пациентов — серийных убийц и маньяков — изолировали от съемочной группы, но давящую атмосферу этого места удалось перенести на экран.
Режиссер:
Алексей Смирнов
Сценарий:
Анна Козлова
В ролях:
Мария Миронова (Вера), Анатолий Белый (Андрей), Евгения Брик (Анна), Петар Зекавица (Артем), Ирина Розанова (Рита), Илья Мирошников (Потап), Мария Голубкина (Катя), Максим Виторган (Борис), Юлия Ауг (Лариса), Федор Лавров (Когтев), Александра Ребенок (Лида), Виктор Буй (Илья), Ксения Щербакова (Саша), Николай Шрайбер (Брусков), Авдотья Смирнова (директор кризисного центра)
Оператор:
Сергей Медведев
Композитор:
Анна Друбич
Производство:
ООО «Мармот-фильм», Россия, 2018