В режиссерском кресле дебютант: бывший КВНщик, работавший в «Голосе» и «Музыкалити»
Для Сергея Ильина «Страсти по Матвею» — режиссерский дебют, однако на телевидении и в медиа ученик Алексея Попогребского и Бориса Хлебникова совсем не новичок. Как многие творческие люди Ильин начинал в КВН — в составе команды «Факультет Журналистики» был вице-чемпионом Премьер-лиги и Высшей лиги. Как сценарист работал в проектах «Голос», «Форт Баярд», «Большие гонки», а как продюсер — в творческом объединении Gazgolder. А еще вел подкасты и выступал на конференции TEDx.
Первую режиссерскую работу Ильина оценили: фильм «Страсти по Матвею» победил в трех номинациях на фестивале «Новый сезон», а также вошел в лонг-лист премий Ассоциации продюсеров кино и телевидения и «Золотой орел».
Денис Власенко сыграл алтарника после ролей комика и вэбкамщика
Исполнитель главной роли Денис Власенко тоже начинал творческий путь как КВНщик, но не в Клубе веселых и находчивых, а как герой одноименного полнометражного фильма об игре. С этого дебюта в 2017 году молодой актер успел сыграть как в авторском кино (подростка с редкой болезнью в «Подбросах» Ивана Твердовского), так и в популярных сериалах («АльфаРомео», «Стрим», «И снова здравствуйте!», небольшая роль в «Пингвинах моей мамы»). По-настоящему выстрелила его роль в удивительно откровенном Happy End, где они вместе с Леной Трониной сыграли парочку друзей, покоряющих мир вэбкама и параллельно разбирающихся с первой большой любовью.
В фильме «Страсти по Матвею» Власенко вновь выступает в привычном для себя образе стеснительного и нелепого «хорошего мальчика», но галерее разнообразных характеров 26-летнего актера могут позавидовать и более опытные коллеги.
Мой персонаж Матвей — потрясающий! Такой чистый, трогательный и очень влюбленный. Он вырос в церковной среде, закрытом комьюнити со своими правилами. Матвей не адаптирован к другому, привычному нам, обществу. Погрузиться в такого героя — это подарок для любого актера.
Тимофей Трибунцев настолько вжился в роль, что его просили об исповеди
Молодых и амбициозных в команде фильма дополняли настоящие мэтры. Алексей Розин («Почка», «Нелюбовь») и Тимофей Трибунцев («Остров», «Монах и бес», «Метод») сыграли священников: отца главного героя и его старшего товарища и советчика.
Для того чтобы достоверно передать образы священников, актеры участвовали в особых репетициях, где команда тщательно разбирала предметный и бытовой мир православия. У Трибунцева получился настолько натуральный образ, что во время съемок его принимали за священнослужителя и даже спрашивали, есть ли сегодня исповедь.
Режиссер сам когда-то помогал в алтаре
«Страсти по Матвею» предлагают зрители уникальный взгляд на внутренний мир православного общества, причем в ежедневном, бытовом разрезе. Тут и подготовка к службе, в которой главное, по словам самого героя, «не накосячить», и «церковный тиндер», и множество небольших, но ярких деталей, которые для далекого от религии человека будут в новинку.
Одним из проводников в этот мир был сам режиссер картины — в детстве Сергей Ильин сам прислуживал в церкви и попытался этот опыт использовать и для создания кино.
«Страсти по Матвею» — это, конечно, не автобиография, но точно — размышления на личную тему. Я сам когда-то помогал в алтаре, носил подрясник и задавался тем же вопросом, что и герой фильма — разве бывает любовь не от Бога? Кажется, Матвей ответил на него быстрее и смелее. Это кино сделано с нежностью к людям церкви, рядом с которыми я вырос и живу — надеюсь, эту нежность почувствует и зритель.
Съемочная группа «Страстей по Матвею» первой запустила коптер внутри церкви
Желание правдоподобно передать мир за воротами храма отразилось и на съемках. На подбор локаций и поиск лучшего визуального решения ушло много времени и сил. Вот лишь несколько фактов:
- Для фильма были отсмотрены около 200 храмов в Москве и Московской области, по итогу съемки проходили в пяти
- Проводился отдельный коптер-скаутинг колоколен, а звонарь Илья Дроздихин прямо на площадке учил всю группу звонить в колокола
- Специально для съемок были написаны иконы, которые задействовали в сценах семинарии. После съемок их отдали в действующий храм
Саму церковную семинарию снимали в Московском архитектурном институте (МАРХИ), а основной храм фильма — это смешение нескольких локаций: для интерьерных сцен выбрали храм Климента Папы Римского, а экстерьеры и уличные сцены снимали в храме Иоанна Воина на Якиманке и в музее-усадьбе Кузьминки.
Мы объехали более двух сотен храмов, и иногда настоятелей очень пугало слово «кино». Но был случай, когда мы приехали в храм на Лодочной, настоятель сразу согласился на съемки. На наше удивление он ответил: «Пусть слово ваше будет: да-да, нет-нет, а что сверх того — то от лукавого». Вот так, цитатой из Писания, нам одобрили локацию. Мы, наверное, впервые запустили коптер внутри храма, и несмотря на то, что делали это с величайшей осторожностью, староста храма был насторожен и очень нас торопил. Но когда он увидел на мониторе, как камера взлетает над главным героем, задумчиво произнес: «Это ведь взгляд Божий на него…». Так нам одобрили еще полчаса в этом храме.
Режиссер:
Сергей Ильин
Cценарий:
Игорь Рыбин, Сергей Ильин
В ролях:
Денис Власенко, Валери Зоидова, Тимофей Трибунцев, Алексей Розин, Ольга Медынич, Анар, Ольга Бодрова и другие
Оператор:
Дуглас Мачабели
Композитоp:
Иван Синцов
Производство:
Yellow, Black and White, START, QS FILMS при поддержке Министерства культуры РФ, Россия, 2023