Рассказывает автор фильма Владимир Познер.
О съемках
В 2016 году исполнилось 400 лет со дня смерти Шекспира. Вместе со съемочной группой мы сделали фильм о Шекспире. Но не о Шекспире вообще, поскольку это была бы гигантская задача. А о том, как Шекспир относился к власти и к властелинам. Поэтому такое название — "Шекспир. Предостережение королям".
Среди актеров, у которых мы брали интервью, например, Кейт Бланшетт, Джозеф Файнс и его старший брат Рэйф Файнс. Актеры, которые задействованы в фильме, играют небольшие фрагменты пьес Шекспира. Это не мировые знаменитости, просто очень хорошие английские актеры.
О том, почему Шекспиру не отрубили голову
Я бы не назвал себя знатоком Шекспира. Скорее я — человек, который любит Шекспира и неплохо его знает. Я не являюсь шекспироведом, но знаю довольно хорошо его творчество, причем не только пьесы, но и сонеты, которые я очень люблю.
Снимая такой фильм, нужно очень глубоко влезть в биографию Шекспира, в его произведения. Я, например, выяснил, что Шекспир довольно часто брал уже написанные пьесы и потом просто видоизменял их, переписывал, оставляя нетронутым сам сюжет. Еще я выяснил для себя, насколько он умело критиковал власть во время, когда это было чрезвычайно опасно. В конце XVI века была абсолютистская власть, и ничего не стоило отрубить голову актеру, выступавшему с критикой. Тем более, что актеры не считались сколько-нибудь важными персонами. И Шекспир ходил по очень тонкому льду, тем не +менее, он сумел высказать все, что хотел. А его современники не сумели. Кристофер Марло — замечательный поэт и драматург — был убит. Другой великий драматург Бен Джонсон трижды был отправлен в тюрьму. Было очень опасно. Это и сегодня опасно, но тогда был риск остаться без головы. И Шекспир необыкновенно умело это обходил. Он никогда не писал прямо о сегодняшнем дне. У него все пьесы о прошлом. Другое дело, что читаются они абсолютно как о настоящем.
Ни одно действующее лицо его пьес не является действующим лицом своего времени. Всегда это о ком-то, кто существовал на 100 или 150 лет раньше... А когда кто-то из героев вроде шута в "Короле Лире" говорит невероятно оскорбительные вещи в адрес короля, то ему это сходит с рук, потому что это говорит шут. Потому что к шуту относиться серьезно нельзя. То есть Шекспир находил удивительные приемы, чтобы сказать все, что хочет, но при этом остаться в живых.
О великом и скромном гении
И еще, что меня удивило, когда я работал над фильмом. Шекспир никогда не считал себя великим. В отличие от Пушкина он не написал ничего похожего на "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...". Более того, он считал, что его пьесы, если и переживут его, то, может быть, лет на 30, не более того. Он не говорил о себе: "Ай да Шекспир! Ай да молодец!". В этом смысле он был чрезвычайно скромным человеком, хотя, наверное, в литературе это величайший гений, с ним вряд ли кто может сравниться. А вот такое очень спокойное отношение к себе у него было.
О предостережении властелинам
На мой взгляд, это обеднит Шекспира, если я выделю какое-то одно его предостережение королям. То, как он показывает власть, к чему ведет жажда власти, каким становится человек, когда становится властелином... Такие страшные вещи, как убийство, боязнь конкурента, которая приводит к преступлениям, потеря умения владеть собой, что тоже приводит к катастрофе... И, конечно, он говорит об ответственности власти.
Очень много пьес, где об этом говорит Шекспир. Будь то "Король Лир" или "Макбет", или "Генрих V", или "Ричард III"... Это лейтмотив многих пьес Шекспира — остерегайся власти, бойся власти, не стремись к власти! Нельзя тут выделить что-то одно.