«Соломон Волков. Диалоги с Евгением Евтушенко. Фильм первый». Документальный фильм
Эти Диалоги — записанное на камеру интервью Евтушенко, которое стало своего рода исповедью поэта.
Родилась идея Диалогов при необычных обстоятельствах. Евтушенко, начиная с 70-х годов, полемизировал с Иосифом Бродским — единственным поэтом, которого считал себе ровней и соперником. Этот заочный спор Евтушенко с Бродским сводился по сути к главному вопросу — болевой точке: кто из них является первым поэтом современной России. В этом споре важнейшее значение приобрели опубликованные много лет назад диалоги Иосифа Бродского с Соломоном Волковым.
Писатель, музыковед Соломон Волков получил известность как интервьюер Дмитрия Шостаковича («Свидетельство») и Иосифа Бродского («Диалоги с Иосифом Бродским»). Обе книги, вышедшие за рубежом еще в советские времена, вызвали большой резонанс. Беседы с Шостаковичем радикально изменили имидж композитора на Западе, а беседы с Бродским — «расшифровали» личность поэта для широкой аудитории. Обе книги стали для России культурологическими вехами.
Толчком в создании этого фильма стало письмо Евтушенко Волкову:
«Дорогой Соломон! У меня есть к тебе предложение. Я готов к разговору. Если тебя это заинтересует, наш разговор станет единственным большим интервью, подытоживающим все эти 80 лет жизни поэта, которого при жизни называют великим в разных странах. А правда это или неправда — надо еще разобраться.
Я благодарен тебе на всю жизнь за то, что ты — единственный человек на свете, который возражал Бродскому, когда он незаслуженно оскорблял меня. Это в моих глазах дорого стоит. Ни в коем случае это интервью не связано ни с какими мстительными мыслями. Я считаю Бродского человеком, с которым мы еще не договорили. (...) Может быть, эта история, которая произошла между нами, (...) послужит предупреждением всем другим, (...) чтобы не терять друг друга при жизни. Не терять взаимопонимания»…
Они встретились в городе Талса, штат Оклахома, где Евтушенко жил и работал более 20 лет. Эта напряженная беседа, которая длилась 10 дней и уложилась в 50 с лишним часов, проходила в присутствии корреспондента Первого канала Анны Нельсон, которая начала работу над трехсерийным документальным фильмом.
Итогом стала самая подробная искренняя и эмоциональная киноавтобиография поэта — начиная с его детства до последних событий. Зритель увидит Евтушенко, откровенно рассказывающим о многих, прежде скрытых эпизодах своей длинной жизни. В фильме использованы уникальные фото- и видеоматериалы.
На вопрос, не повлияло ли присутствие камер на ход разговора Волкова с Евтушенко, Анна Нельсон отвечает:
— Напротив, камеры придавали остроту диалогу, они подстегивали тяжело больного Евтушенко к еще большей эмоциональности и откровенности. Все участники съемки оказались свидетелями некоторого чуда: по команде «Мотор!» Евтушенко мгновенно преображался, забывая о своем возрасте и недуге. «Свет Юпитеров» вливал в него силы.
По словам Волкова, перед ним во всей ее яркости и противоречивости раскрылась не только личная судьба Евтушенко, но и значение и уникальность всей эпохи 60-х годов, которая после многих лет недооценки и иронического к ней отношения, вновь предстает перед нами как один из важнейших этапов жизни России в ХХ веке.
В первой серии фильма Евгений Евтушенко рассказывает о своей подлинной фамилии и о разводе родителей, которого не было; о событиях в Чехословакии и как он оказался на грани самоубийства; о том, как его дядя поразил американского писателя Джона Стейнбека; о браке с поэтом Беллой Ахмадулиной и Галиной Сокол-Лукониной; о процессе над Синявским и Даниэлем и тайной беседе с Робертом Кеннеди; о столкновении с Хрущевым на встрече вождя с творческой элитой.