Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Сообщить о технической проблеме

«Полярное братство». Фильм Валдиса Пельша

«Полярное братство» — фильм о сотрудничестве советских и британских ВВС в небе над Мурманском в сентябре-ноябре 1941 года. Это фильм о небольшом эпизоде в масштабах великих сражений Великой войны, но эпизоде просто уникальном.

Бок о бок советские и английские летчики защищали от фашистов наши северные ворота в Атлантику, которые немцы называли не иначе как ледяным адом. Порт никогда не замерзал, даже при морозах в минус 50 градусов, и именно благодаря ему были возможны поставки военных грузов для всей страны.

Валдис Пельш: «Первые месяцы войны были для Советского Союза самыми тяжелыми. Фашисты наступали со всех сторон, а страна только готовилась дать им отпор. Военной техники, и особенно авиационной, было недостаточно. Нехватка самолетов и летчиков компенсировалась интенсивностью вылетов: летчикам приходилось делать в день по пять-семь вылетов».

Узнав о нападении Германии на СССР, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль предложил помощь и распорядился отправить в Мурманск в составе первого конвоя союзников «Дервиш» военную технику, в том числе британские самолеты «Харрикейн», а также 400 военных специалистов: летчиков, инженеров, техников. Соединение получило название «151-е авиакрыло». В его задачи входило участие в обороне Мурманска, а также помощь в освоении авиатехники советскими военными. Секретная операция получила название «Сила Бенедикта».

Валдис Пельш: «Советские и британские летчики осуществляли совместное патрулирование линии фронта и уничтожали самолеты врага, а в свободное от боевых вылетов время обучались и обучали полетам на "Харрикейнах"».

Английское 151-е авиакрыло поступило в распоряжение командующего Северным флотом адмирала Головко. Базировались англичане на аэродроме Ваенга-1. Сотрудничали с нашим 72-м смешанным авиаполком ВВС Северного флота, которым командовал Борис Сафонов — самый результативный летчик первых месяцев войны, «типичный русак из-под Тулы». Англичане и русские сошлись быстро — не помешал никакой языковой барьер. Работали слаженно. Патрулировали совместно линию фронта, уничтожали самолеты рейха, а в свободное от боевых вылетов время осваивали «Харрикейны». Первым освоил «Харрикейн» бесстрашный Сафонов. После полета на английском самолете ему аплодировали абсолютно все — и русские, и англичане. Впрочем, все советские летчики сдали экзамен с выдающимися оценками, при том что вся документация была на английском языке, а все измерения были в незнакомых милях, фунтах, галлонах.

Елена Потанина: «Нам удалось взять интервью у непосредственных участников событий — пилота 151-го авиакрыла Королевских ВВС Великобритании Джона Франсиса Дарема (Тима) Элкингтона, пилота 151-го авиакрыла Королевских ВВС Великобритании Эрика Джона Картера и инженера 151-го авиакрыла Королевских ВВС Великобритании Фредерика (Вика) Бэшфорда. Сейчас нашим героям 95-96 лет, между собой мы с нежностью называем их летающими дедушками. Они с трепетом вспоминают дни, когда впервые оказались в ледяном Заполярье, познакомились с нашими асами, сражались с нашими летчиками, что называется, крыло к крылу».

Советское и британское командование высоко оценило операцию. В марте 1942 года майор Борис Сафонов, капитаны Иван Туманов, Алексей Кухаренко и Александр Коваленко были награждены британскими крестами за выдающиеся летные заслуги. Это было первое и единственное награждение данным орденом советских военнослужащих.

Командир 151-го авиакрыла Рамсботтом-Ишервуд, командиры эскадрилий Рук, Миллер и наиболее результативный пилот сержант Хоу были награждены высшим советским орденом — орденом Ленина. И это тоже был единственный случай награждения британских военнослужащих.

В фильме принимают участие:

Джон Франсис Дарем (Тим) Элкингтон — пилот 151-го авиакрыла Королевских ВВС Великобритании;

Эрик Джон Картер — пилот 151-го авиакрыла Королевских ВВС Великобритании;

Фредерик (Вик) Бэшфорд — инженер 151-го авиакрыла Королевских ВВС Великобритании.


Продюсеры: Валдис Пельш, Елена Потанина

Авторы сценария: Валдис Пельш, Елена Потанина, Андрей Егоров

Режиссер: Никита Снегов

Производство: ООО «ДокуМенталист»


Фильм получил премию «ТЭФИ-Содружество», стал победителем конкурса Los Angeles Cinema Festival of Hollywood в номинации "Best Documentary", получил приз за лучший сценарий документального фильма на Международном кинофестивале стран Арктики Arctic Open.

Документальное кино: самые популярные фильмы

Тематические категории: