«Мосфильм. Рождение легенды». Документальный фильм к 100-летию киностудии
В этих стенах рождались киношедевры, в которых вот уже несколько десятилетий каждый зритель находит что-то свое. Как устроена главная кинофабрика страны? И что во время съемок остается за кадром? Об этом документальный фильм.
У проходной «Мосфильма» нас встречает Владимир Меньшов. В стенах этой киностудии он снимал все свои картины. Режиссер расскажет, как он создавал фильм «Москва слезам не верит», как не верили в него чиновники из Госкино, и только поддержка директора «Мосфильма» позволила фильму выйти в прокат. Меньшов проведет нас по коридорам легендарной киностудии, расскажет ее историю, зайдет с нами в архив, где хранятся все кинопробы к картинам. А также вспомнит, как утверждали раньше на роль артистов, и могли положить картину на полку из-за любой мелочи.
Владимир Меньшов покажет нам проходную, у которой снимали «Кавказскую пленницу». Нина Гребешкова, жена Леонида Гайдая, расскажет, как работал на площадке ее муж, как мог подарить ящик коньяка актеру, за удачную импровизацию в кадре.
Работа с артистами – одна из самых сложных задач для режиссера. Поэтому они предпочитают работать из картины в картину с одними и теми же актерами. У Эльдара Рязанова был свой список, попасть в который мечтали все звезды «Мосфильма». Александр Ширвиндт, снявшийся в шести картинах Рязанова, вспоминает, как ему пришлось отказаться от роли в фильме «Гараж» — роли, которая специально писалась под него.
Александр Митта говорит, что Андрей Тарковский тоже предпочитал из фильма в фильм снимать одних и тех же актеров. Правда, список его был не столь широк, как у Рязанова. Первое место в списке занимал Николай Бурляев. Он поделится с нами самыми волнительными воспоминаниями о работе с выдающимся режиссером. Расскажет, что тот одной точной фразой мог помочь актеру войти в образ.
Александра Захарова – наш проводник в декораторском цехе Мосфильма. Кажется, что это каменная стена, а оказывается, что это фанера! Актриса раскроет нам все секреты превращения мертвого павильона в цветущий сад или многоквартирный дом. А Алла Сурикова рассказывает, что фильм «Ищите женщину» снимался не в Париже, а в крохотном павильоне студии.
В гримерном цехе Мосфильма свои секреты. Мы застанем за работой известных мастеров студии. Сергей Безруков расскажет – каково это по пять часов наносить грим, а Лариса Долина пожалуется на неудачную, по ее мнению, работу гримеров на фильме «Мы из джаза». А вот костюмеров она хвалит – певица была на шестом месяце беременности, но никто этого не заметил. Безусловно, в первую очередь это заслуга костюмеров фильма.
Удачно подобранное платье определяет характер, настроение актера. В костюмерном цехе киностудии хранится около 300 000 мужских и женских костюмов. Там актрису Александру Захарову ждал сюрприз, ей подготовили платья, в которых артистка снималась в «Формуле любви» и «Убить дракона». Мастера цеха расскажут, как создавались знаменитые кинообразы, покажут платья из «Служебного романа», которые стали «модным трендом» советских красавиц.
Практически все объекты, которые мы видим в кадре — результат работы художников. Они же разрабатывают и утверждают декорации. Карен Шахназаров проведет нас по улочкам самой грандиозной декорации «Мосфильма». «Старая Москва» занимает целый квартал на студии. Гуляя по ней можно увидеть и аптеку, и харчевню и лавку старьевщика. Мы подсмотрим, как сегодня снимают здесь новое кино.
В фильме принимают участие:
Леонид Ярмольник, Александра Захарова, Владимир Меньшов, Юрий Колокольников, Юлий Гусман, Дмитрий Харатьян, Николай Бурляев, Сергей Соловьев, Карен Шахназаров, Светлана Немоляева, Владимир Зельдин, Нина Гребешкова, Сергей Безруков, Евгений Стеблов, Алла Сурикова, Сергей Шакуров, Александр Ширвиндт, Алла Демидова, Александр Панкратов-Черный, Светлана Дружинина, Марк Захаров, Александр Митта, Лариса Долина, Александр Адабашьян, Нина Гребешкова, Сергей Гармаш, Ирина Муравьева, Станислав Любшин, Валерий Тодоровский, Никита Михалков и другие.