Специально для фильма авторы собрали вместе семью Анатолия Папанова: его дочь Елену с мужем и внучками Марией и Надеждой. Внучки актера впервые согласились на съемки и дали нам очень откровенное интервью. Они рассказали много интересных подробностей о своем дедушке, поделились воспоминаниями из детства. Также был предоставлен семейный архив с фотографиями правнуков актера. Внучки Анатолия Папанова в юности на семейном совете приняли решение взять фамилию дедушки. Правда, ни одна из них не продолжила актерскую династию. Старшая занимается дизайном и архитектурой, младшая – экономист, работает в банке.
Все, кто лично знал Папанова, говорили, что он был способен любить только одну женщину — свою жену Надежду. Они прожили вместе 43 года. Оба прошли войну и смотрели в глаза смерти. В архиве сохранилось интервью Надежды Юрьевны. Она дала его съемочной группе незадолго до своей смерти. Ей было 93 года. Несмотря на то, что интервью получилось недолгим, создателям фильма показалось, что именно тогда Надежда Юрьевна говорила особенно откровенно, не скрывая ни плохое, ни хорошее.
Со своей женой Анатолий Папанов познакомился в 43-м, когда они оба поступили в ГИТИС на актерский факультет. Папанов стеснялся своих красивых молоденьких однокурсниц. Сам себе казался нескладным, слишком худым, да еще и хромал после ранения. Надежду он заметил сразу. На занятия она приходила в видавшей виды гимнастерке и кирзовых сапогах. Однажды Анатолий подсел к ней и спросил, была ли она на фронте. Надежда ответила утвердительно. Они стали разговаривать о войне и о фронтовых товарищах. Так начался их роман. На последнем курсе Анатолий с Надеждой поженились.
После театрального института, который Анатолий Папанов окончил с красным дипломом, его к себе позвали сразу три столичных театра. Но он выбрал Театр Сатиры. И был верен ему всю жизнь. Анатолий участвовал в 25 спектаклях, но почти 11 лет выходил на сцену в крошечных ролях. В кино была похожая ситуация. Шли годы, а серьезных ролей у Папанова все не было. Конечно, он сильно переживал. И справлялся со своими переживаниями по старинной русской привычке – алкоголем. Но когда в 1954 на свет появилась дочка Лена, Анатолий Папанов принял решение завязать навсегда.
Кино пришло в жизнь Папанова, когда ему уже было под 40. В 1960 году Эльдар Рязанов предложил Анатолию Папанову сразу четыре роли в своей трагикомедии «Человек ниоткуда» — Аркадия Крохалева, вождя племени, актера-трагика и спортсмена-дебошира. Так Рязанов открыл Папанова для других режиссеров. Знаменитым на всю страну Папанов стал после выхода фильма «Бриллиантовая рука». Но сам актер больше всего любил персонажа из картины «Дети Дон-Кихота» — благородного заведующего родильным домом, отца троих сыновей. Все его дети — отказники, которых когда-то бросили в роддоме. Папанов очень любил этот фильм и своего героя. Актриса Татьяна Васильева рассказала нашей съемочной группе, что Анатолий Папанов и в жизни был очень похож на своего персонажа: спокойный, благородный и очень добрый.
В 1987 году Анатолий Папанов добился настоящего профессионального успеха. В родном театре сам ставил спектакль «Последние», преподавал актерское мастерство в ГИТИСе и снимался в картине Александра Прошкина «Холодное лето 53-го…». Натурные съемки проходили в Карелии, в глухой деревне. В начале августа в плотном графике Анатолия Дмитриевича образовалось несколько дней отдыха, и он рванул в Москву выбивать общежитие для своих новых студентов и продолжить репетиции в театре. Перед поездкой в театр он заехал домой, чтобы привести себя в порядок. Дома отключили горячую воду, и актер встал под ледяной душ. От холода сердце схватил спазм. Папанов умер мгновенно. Ему было 64 года.
Надежда Каратаева после смерти мужа перебралась к дочке и внучкам, но через несколько месяцев вернулась домой, в родные стены, где каждый сантиметр напоминал о ее муже. Она пережила его на 30 лет. Анатолий Дмитриевич так и остался для нее самым лучшим и главным мужчиной на свете. Единственным и незаменимым. Как и для всех его родных. Таким он навсегда остался и в памяти зрителей, потому что дарил людям всего себя.