Госдума приняла в первом чтении законопроект против театральных спекулянтов
Нет ли лишнего билетика? До 100 тысяч на оперу в Большом, десятки тысяч за «Современник» или «Ленком»! Именно столько просят спекулянты за лучшие постановки на ведущих столичных сценах. Госдума приняла в первом чтении законопроект против тех, кто наживается на интересе людей к искусству. Купить билет можно будет только в кассе или у официальных посредников. Уйдут ли в прошлое перекупщики на ступеньках театров и интернет-сайты — двойники?
Каждый день в Москве и Петербурге на легендарные постановки пытаются попасть тысячи российских туристов. Как правило, именно они становятся жертвами театральных спекулянтов. Масштабный размах перекупщиков серьезно подрывает имидж и финансовое положение ведущих театров и музеев. Мошенникам конечно, пытаются противостоять, но в основном безрезультатно
«Мы стараемся всеми возможными способами бороться, то есть не больше двух билетов за один раз в одни руки. Собственно, больше мы ничем не можем ограничить эту беду», — говорит первый заместитель директора театра «Ленком» Сергей Вольтер.
Для них это бизнес без каких-либо рисков. Спекулянты возвратят в кассу те билеты, которые сбыть не удалось. А театру ничего не останется, как только вернуть их полную стоимость
«Насчитали, порядка 20-21 миллиона заработали люди за год, не платя налоги, ничего не вкладывая, не оплачивая заработную плану актерам», — рассказывает генеральный директор Государственного театра наций Мария Ревякина.
Остановить театральных мошенников должен новый законопроект, уточняющий порядок реализации и возврата билетов на театральные, культурные и зрелищно-развлекательные мероприятия. 15 января в Госдуме его поддержали в первом чтении. Во время обсуждения депутаты вспоминали свои неудачные походы в театр.
«Пытался для одной юной дамы в четыре года купить билет на тот же «Щелкунчик» — 100 тысяч рублей! Я сам получаю приличные деньги в Думе, но не могу себе это позволить», — возмутился депутат Государственной Думы шестого и седьмого созывов от КПРФ, заместитель и первый заместитель председателя комитета Госдумы по культуре, кинорежиссер Владимир Бортко.
«Билет на недавнюю выставку Музея Ватикана в Третьяковской галерее при номинале в пятьсот рублей можно было купить у перекупщиков за 14 тысяч, то есть в 28 раз дороже», — рассказала заместитель министра культуры РФ Алла Манилова.
Новый законопроект может запретить продажу билетов выше его стоимости. А реализацией билетов смогут заниматься только организации культуры либо уполномоченные ими лица на основании договора. Причем официальные посредники смогут взимать комиссию не больше 10% от стоимости билета, например, за доставку. Кроме этого, театры, музеи смогут самостоятельно устанавливать порядок возврата билетов.
А еще законопроект устанавливает, что теперь учреждения культуры вправе продавать именные билеты.
«Что может дать именной билет: то, что ты не сможешь их, извините, перепродавать втридорога. Вот это и не может сделать спекулянт. Если билет выписан на мое имя, то при проходе в театр я должен предъявить удостоверение личности», — поясняет директор Государственного театра имени Е. Вахтангова Кирилл Крок.
Но в законопроекте остается немало спорных вопросов. Например, кто будет выводить билетную мафию на чистую воду. Ведь она уже давно развернулась в Сети. Сайты-зеркала, присваивают названия выдающихся учреждений и вводят в заблуждение зрителей. Как правило, именно они первыми появляются в поисковой строке.
«Сейчас основная доля перекупщиков, и во всем мире, и в России уже сейчас тоже, работает через электронные сайты, поэтому необходимо сейчас же разрабатывать изменения в закон об информации по борьбе с сайтами-зеркалами», — подчеркнула председатель комитета ГД Елена Ямпольская.
Проблема билетных спекулянтов сегодня актуальна не только для Москвы и Петербурга, но и всей России. Тем более в год театра. Уже в эту пятницу, 18 января, стартует Всероссийский театральный марафон. Масштабная культурная эстафета, тысячи ярких постановок в каждом городе страны. Так что скорейшего принятия закона ждут и сами театры, и зрители!