Поздравления с юбилеем принимает легендарный режиссер Марк Захаров
Его работы в кино и театре такие же, как он сам — неординарные, полные юмора, и какого-то особого обаяния. Сегодня юбилей у выдающегося режиссера Марка Захарова. Почти полвека он душа и сердце театра «Ленком». А его фильмы обожают миллионы. «Формула любви», «Тот самый Мюнхгаузен»... В них всегда есть место волшебству, да он и сам будто волшебник, который точно знает, как совершить на глазах у зрителя обыкновенное чудо.
Репетиция Марка Захарова — отдельное представление. Как и 45 лет назад, придя в «Ленком», он до сих пор способен своей энергией заставить работать этот сложнейший механизм спектакля. Говорят, чем внешне Захаров спокойнее, тем больше внутри он похож на закипающий вулкан. И, казалось бы, провел тысячи репетиций, но получает от них прежнее удовольствие.
«Наверное, даже больше, чем раньше, потому что годы идут, я представляю, как будут люди смотреть. Главное — чтобы не было скучно. Не обязательно развлекать во имя развлечения как такового, а, развлекая, внедрять какие-то светлые, радостные и, очень важно, неожиданные мысли», — говорит Марк Захаров.
В 84 Захаров умудрился поставить по Шекспиру один из самых актуальных спектаклей Москвы. Заставил актеров петь рэп и сохранил фирменную остроту «Ленкома».
«Это самое приятное и интересное в театре, когда энергия, идущая со сцены, соединяется с энергией зрительного зала. Происходит то чудо, которое, вероятно, приведет к тому, что театр будет бессмертен», — говорит Марк Захаров.
Все, что делает Захаров, всегда пронизано болью за все наши комплексы, химеры и глупости. Он неохотно говорит, как его за это били и пытались сломать судьбу. А он создавал шедевры и продлевал творческую жизнь Татьяне Пельтцер и Евгению Леонову, безошибочно угадывал будущих кумиров в актере из Саратова Олеге Янковском и студенте Александре Абдулове.
«Я понимал, что это очень обаятельный человек, очень заразительный. Это какое-то такое качество, которое пощупать трудно, но существует. Потому что один человек, выйдя на сцену, держит внимание зрительного зала, другому это не очень удается», — рассказывает Марк Захаров.
Успех его «Юноны и Авось» был ошеломительным, зрители рисовали билеты, чтобы попасть в зал. И каким-то чудом ее не запретила цензура.
«На гастролях в Питере вдруг в финальной «Аллилуйе» выскочили ребята лет по 14-15, сорвали с себя куртки и стали над головой размахивать. Мы поняли, что контакт со зрительным залом и та радость, которую мы можем передать, она, в общем, представляет собой серьезную ценность», — рассказывает Марк Захаров.
Жесткой рукой Захаров решил: даже после всего случившегося с Николаем Караченцовым, спектакль обязан жить. И после полутора с лишним тысяч показов в зале все равно не бывает свободных мест.
«Я вам даже скажу честно, что сейчас тот состав, который играет актерский, он лучше первого. В театральных училищах стали активнее заниматься движением, то есть люди приходят пластически подготовленные», — говорит Марк Захаров.
Это, пожалуй, единственное представление, которое ленкомовцы готовили втайне от Марка Захарова. Посвящение мастеру, рассказ о его жизни и судьбе, где так по-захаровски перемешаны музыка и страсть, откровенность и самоирония.
В 85 Захаров по-прежнему торопится в театр, едва успевает отвечать на сообщения в смартфоне и мечтает поставить новый, уже 46-й свой спектакль. Говорит, это будет самый пронзительный взгляд на окружающую нас реальность.
«Я стараюсь придумать спектакль, который будет интересен, поучителен и расскажет что-то новое, какую-то новую правду», — сказал Марк Захаров.
К юбилею маэстро на нашем канале — специальная программа. День Марка Захарова: фильмы, передачи о режиссере, праздничный вечер в «Ленкоме». А прямо сейчас премьера — «Марк Захаров. Я оптимист, но не настолько...»