Хрущев громит художников движения
«Новая реальность» на выставке к 30-летию МОСХ в московском Манеже. 1 декабря 1962
г.
«В те дни, начиная с посещения Хрущевым выставки современного советского изобразительного искусства в
Манеже, на всем пространстве великого и могучего Советского Союза проходила ведомая Партией борьба против
так называемого абстракционизма. <…>
Приход Хрущева на выставку «формалистов» в Манеж был в
некоторой степени ответом на позорный афронт в карибских водах. Дадим отпор их тлетворным влияниям, и пусть знают, что большевики не сдаются!» Василий Аксенов. «Таинственная страсть. Роман о шестидесятниках»
«В те дни, начиная с посещения Хрущевым выставки современного советского изобразительного искусства в Манеже, на всем пространстве великого и могучего Советского Союза проходила ведомая Партией борьба против так называемого абстракционизма. <…>
Приход Хрущева на выставку «формалистов» в Манеж был в некоторой степени ответом на позорный афронт в карибских водах. Дадим отпор их тлетворным влияниям, и пусть знают, что большевики не сдаются!» Василий Аксенов. «Таинственная страсть. Роман о шестидесятниках»
Хрущев и
«Новая реальность» Выставка, посвященная 30-летию Московского отделения Союза художников СССР (МОСХ) открылась в московском Манеже 1 декабря 1962 года. Экспозиция была подготовлена за ночь – 30 ноября к руководителю движения «Новая реальность» Элию Белютину обратился заведующий отделом культуры ЦК КПСС Поликарпов с указанием восстановить в Манеже только что завершившуюся выставку работ 63 художников движения, на которой присутствовала иностранная пресса и польские художники.
На следующий день выставку в Манеже посетил Никита Хрущев.
Его, помимо Поликарпова, сопровождали Михаил Суслов, член Политбюро ЦК КПСС по идеологическим вопросам, Екатерина Фурцева, министр культуры, Владимир Серов, секретарь Союза советских художников.
Сопровождающие рассказывали Хрущеву, какие астрономические суммы платит за эти картины советское государство. Суммы назывались по старому курсу, действовавшему до только что проведенной деноминации. Хрущев вышел из себя, обругал художников и плюнул на полотно Мечникова «Карьер». Членов партии потребовал исключить из партии, членов Союза художников – из Союза. А также недвусмысленно предложил «дать
им свободу в «свободных» государствах».
«Я бы, например, сказал тем людям, которые увлекаются
всякого рода мазней, не рисуют, не создают картины, а буквально мажут их: вы, господа,
говорите, что мы, видимо, не доросли до понимания вашего искусства. Нет, мы, наш народ,
понимаем, что хорошо, а что плохо. И если эти, с позволения сказать «художники», которые
не хотят трудиться для народа и вместе с народом, выразят желание поехать за границу к
своим идейным собратьям, то пусть они попросят разрешения на выезд, в тот же день
получат паспорта, дать им свободу в «свободных» государствах, и пусть они там хоть на
головах ходят. Но у нас покамест такое «творчество» считается неприличным, у нас
милиционер задержит.
Ни копейки государственных средств не дадим.
Тут уж я, как Председатель Совета Министров, беру всю беду на себя. Поощрять
действительное искусство. А это — искусство, когда картину пишет осел, когда его муха
начнет кусать, и чем больше она его кусает, тем он создает «сложнее
произведение». Но некоторые, видимо, стали стыдиться, что мы
действительно, может быть, не доросли? Пошли к чертовой матери! Не доросли, что делать!
Пусть судит нас история, а покамест нас история выдвинула, поэтому мы будем творить то,
что полезно для нашего народа и для развития искусства».
«Вы
обкрадываете общество. Человек, который не ворует, но не трудится с пользой для
общества, а питается его благами — вор. Вы тоже вор, потому что вы своим трудом
полезного вклада в общее дело не делаете, а из общего котла вы берете, и это все —
паразитизм. Я сколько раз выступал и говорил: нам надо уточнить наше законодательство.
Нам надо так общественность организовать, чтобы она осуждала, если он живет в среде, так
она должна видеть, что вы не работаете, вы пользы никакой не вкладываете, а живете — за
счет чего? Вы живете в квартире: люди сделали цемент, люди сделали стекло, сделали
квартиру. Какое вы имеете право жить в этой квартире, если вы ничего не делаете для
общества?!» Из документа «Стенограмма присутствия Н.С. Хрущева на выставке художников-авангардистов в Манеже» (АП РФ. Ф. 52. Оп. 1. Д. 329. Л. 85—111)
Разгром, который Хрущев с подачи Суслова и Поликарпова учинил художникам, меньше чем через месяц продолжился на встрече с интеллигенцией 17 декабря 1962 года.