Гараж превращается… Доброе утро. Фрагмент выпуска от 18.05.2016
Ульяна Тюрина 15 лет проработала на государственной ветеринарной станции. Год назад попала под сокращение. Вместе с мужем решили — самое время осуществить давнюю мечту. Открыть свое дело. Так бывший гараж превратился в ветеринарную аптеку. Николай с товарищами занимался кузовным ремонтом машин. Ремонтируя битые машины, увлекся аэрографией. Теперь это основной доход предпринимателей. Расписывают автомобили, мотоциклы и ездят по выставкам. От клиентов нет отбоя.
Но чаще всего гаражно-строительные кооперативы — это государство в государстве. И бизнес в ГСК чаще всего относится к теневой экономике. Больше всего, по словам экспертов, гаражная экономика развита в городах Поволжья. Здесь в ГСК трудится треть работоспособного населения. Чаще всего занимаются ремонтом автомобилей. На втором месте — магазины.
В Москве самый крупный гаражно-строительный кооператив расположился рядом с корпусами МГУ. Аборигены называют его Шанхай. Чужакам здесь не место. «Здесь чинят машины, здесь есть кафе, здесь есть несколько авторазборок, где в частности разбирают краденые машины, а подержанные аварийные продают по запчастям», — перечислил Сергей Селеев, исследователь гаражной экономики. Кто-то здесь же и живет. Очень выгодно — средняя цена за аренду гаража — 3 000 рублей в месяц. Говорить с нами никто не захотел. Большинство существуют в Шанхае на нелегальной основе. В основном это граждане Средней Азии. По самым скромным подсчетам — около 2 000 человек.