Свадебные наряды жениха и невесты

Наряд жениха и невесты всегда играл важную роль на свадьбе. И если сейчас невеста мечтает выйти замуж в белом платье, то каким был наряд, скажем, 300 лет назад? Мы расскажем, почему главным цветом свадьбы стал белый, какой главный головной убор носили невесты, как кокошник стал самым узнаваемым символом России, а также — какие интересные традиционные элементы можно привнести в современные образы жениха и невесты.
Свадьба в Архангельске
Свадьба в Архангельске

платье невесты

Свадебная одежда на Руси играла важную роль в обрядах, особенное значение придавалось именно женскому костюму.Традиционный наряд невесты состоял из нескольких слоев. Основной частью костюма русских крестьянок до начала 20 века была длинная льняная или конопляная рубаха, украшенная богатой вышивкой — орнаментом с изображением листьев, ягод, петухов и других птиц. Поверх рубахи надевался нарядный сарафан, сшитый из красного шелка, полупарчи или парчи. Сарафан отделывался золотым и серебряным шитьем, бисером, яркой тесьмой. Поверх сарафана могла надеваться еще и душегрея (жакет). Душегрея шилась из дорогой ткани — штофа, парчи, шелка, полотна с набивным рисунком — и сажалась на подкладку, иногда подбивалась заячьим мехом. На душегрею был похож шугай (кофта с отрезной по талии спинкой) и его разновидность без рукавов — бугай. Еще одним важным элементом наряда невесты был пояс. Он считался и оберегом.
Слева — костюм женский праздничный, а справа — свадебный головной убор плачея и шаль. Экспозиционно-выставочный комплекс «Дом купцов Хаминовых», Сольвычегодск
Слева — костюм женский праздничный, а справа — свадебный головной убор плачея и шаль. Экспозиционно-выставочный комплекс «Дом купцов Хаминовых», Сольвычегодск
В современных свадебных платьях также очень много приталенных моделей с поясом. Поэтому с его помощью вы можете привнести в свой наряд дополнительный охранительный смысл.
ИНТЕРЕСНО: Чтобы предохранить невесту от порчи и сглаза, в ее одежду втыкали иголки, к подолу платья пришивали кусок рыболовной сети, по талии опоясывали ниткой со множеством узелков, на шею вешали маленький мешочек с чесноком или бумажной молитвой.
Свадебная одежда на севере и юге России различалась. На севере обычно надевали сарафан, в центральных и южнорусских районах — поневу (шерстяную юбку). Праздничная понева также украшались нашивками, вышивками, блестками и пуговицами, а иногда даже бубенчиками. Вышивка на сарафане и поневе служила оберегом, поэтому узоры тщательно подбирались. Поверх рубахи с поневой или рубахи с сарафаном надевали передник, который предохранял одежду от загрязнения, служил дополнительным украшением праздничного наряда.
Узоры к рубахе. Экспозиционно-выставочный комплекс «Дом купцов Хаминовых», Сольвычегодск
Узоры к рубахе. Экспозиционно-выставочный комплекс «Дом купцов Хаминовых», Сольвычегодск
СОВЕТ: Свадебные платья с вышивкой на рукавах давно вошли в моду. Можно выполнить индивидуальную вышивку золотыми или серебряными нитями на вашем свадебном платье, сделав его уникальным. Это может быть и птица, и животное или узор, который имеет важное значения именно для вас и вашего семейного рода.
В современную свадьбы можно интегрировать и элементы народного костюма. Посмотрите, как это делают дизайнеры одежды в проекте «Играем свадьбу».
В начале XVIII века Петр I приказал дворянам следовать европейской моде. Дамы стали носить вместо длинного сарафана декольированные платье, а мужчины сбрили бороду и надели кафтан выше колен.Традиционное белое свадебное платье, каким мы его сейчас знаем, появилось 10 февраля 1840 года, когда английская королева Виктория впервые надела белый наряд на церемонию бракосочетания с герцогом Альбертом Саксен-Кобург-Готским.
Джордж Хейтер. Свадьба королевы Виктории и принца Альберта
Джордж Хейтер. Свадьба королевы Виктории и принца Альберта
Официальная фотография со свадьбы была опубликована и пользовалась большой популярностью. Другие невесты выбирали белый цвет для своих платьев, подражая королеве, это стало высшим проявлением моды, стиля, шика. Традиционным белое платье невесты остается и в настоящее время.
Свадебное платье. Модная картинка из журнала 1860-х годов
Свадебное платье. Модная картинка из журнала 1860-х годов
Среди крестьян русский венчальный наряд продолжал существовать практически в неизменном виде вплоть до революции 1917 года. Одним из первых декретов советской власти стал декрет о гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния от 31 декабря 1917 года. Церковный брак из обязательного становился частным делом брачующихся, а регистрация брака передавалась отделам записей браков и рождений при городской (районной, уездной или волостной земской) управе. Регистрировать свои отношения молодожены теперь приходили в повседневной одежде.Дворянская свадебная традиция с ее нарядами и балами прекратила свое существование практически сразу после революции, а крестьянские свадебные традиции и наряды сохранялись в деревнях до коллективизации, начавшейся в конце 20-х годов.Фактически в 1930-1950-е годы свадебная церемония в Советском государстве отсутствует, и только с конца 1950-х создается новая свадебная культура, и вместе с ней появляется вновь свадебное платье. Вместе с хрущевской оттепелью в Советский Союз приходит минимализм — свадебное платье становится коротким.В 70-х годах в моде господствовал романтический стиль. Фата и платье становятся длинными. В 80-е в моду входит объём. На платье пришиваются разнообразные оборки, рюши, кружева. Самые модные рукава — буфы или, как говорили в СССР, фонарики. Прически тоже выбираются объемные, пышные. Головные уборы разнообразные: фата с венком, джульетка, шляпа, грозди искусственных цветов.Начиная с 90-х годов платья начали привозить из-за границы, открылись салоны проката платьев. Многие невесты пользовались услугами проката, а также шили платье по выкройкам из модных журналов.
Свадьба в селе Волгапино, Мордовия, 1992 год
Свадьба в селе Волгапино, Мордовия, 1992 год

фата

В крестьянской и дворянской среде словом «фата» называли совершенно разные уборы невесты. Слово фата (покрывало на голову, повязка) заимствовано из турецкого языка, куда оно попало из арабского.Фата в крестьянской свадебной традиции в северных губерниях Российской империи — это цветное покрывало, полностью закрывающее лицо. Фату надевали невесте перед выходом из родительского дома. Плотная ткань не позволяла ей что-либо видеть, подруги или крестная вели невесту под руки к венчанию. Фатой-покрывалом закрывали лицо невесты, чтобы уберечь от сглаза.В Российской империи, согласно толковому словарю В. И. Даля, фата (в народном исполнении) представляла собой большой шелковый плат, обычно состоящий из двух неразрезанных платков, которыми женщины покрывали голову и часть стана и носили до замужества. Также фату могла надеть не только невеста на венчании, а и придворная дама, чтобы выйти в свет.
П. Н. Орлов. Портрет неизвестной в придворном русском платье (в кокошнике с фатой), 1835, (фрагмент картины)
П. Н. Орлов. Портрет неизвестной в придворном русском платье (в кокошнике с фатой), 1835, (фрагмент картины)
В XX веке фата стала ассоциироваться именно с образом невесты. В советской свадебной традиции фата вновь вернулась в виде белого полупрозрачного покрывала в конце 1950-х с появлением нового свадебного ритуала, разработанного по заказу государства. Самой знаменитой невестой этого времени стала Валентина Терешкова. Фотографии ее свадьбы, на которой присутствовал глава советского государства Никита Хрущев, широко разошлась в прессе того времени, а образ утонченной невесты-ангела взяли за образец практически все невесты Советского Союза.
Свадьба в Москве. Бракосочетание Валентины Терешковой и Андрияна Николаева в Грибоедовском Дворце Бракосочетания в Москве. Фото: Александр Моклецов, РИА Новости
Свадьба в Москве. Бракосочетание Валентины Терешковой и Андрияна Николаева в Грибоедовском Дворце Бракосочетания в Москве. Фото: Александр Моклецов, РИА Новости

Советская свадебная мода

Одновременно с появлением в конце 1950-х в СССР новых свадебных ритуалов открывались Дворцы бракосочетания — вступления в брак стало мероприятием торжественным и требовало соответствующих событию нарядов. В стране стали открываться магазины для новобрачных, где при предъявлении справки из ЗАГСа можно было купить кольца, платье и туфли для невесты и костюм для жениха. Платье невесты было практически всегда белым, а фата — неизменной частью образа невесты. Эта традиция сохраняется, по большей части, и в настоящее время, хотя сегодня традиции свадебного костюма не являются общепринятыми или обязательными.
Свадьба в Башкирии. Жених и невеста в ЗАГСе. Платье было взято напрокат за восемь рублей
Свадьба в Башкирии. Жених и невеста в ЗАГСе. Платье было взято напрокат за восемь рублей

Головной убор невесты: варианты

Женский головной убор в далеком прошлом указывал на социальное положение невесты. Свадебные головные убор были самыми яркими в гардеробе, да и в жизни крестьянок.Головные уборы делились на девичьи и женские, что связано с особым отношениям к волосам женщины. Открытый головной убор девушки заменялся полностью закрывающим волосы. Смена происходила во время свадебного обряда, то есть, при переходе в другой статус и в другую семью. Этот обряд назывался повиванием. Девичий головной убор отождествлялся с девичьей «волей» — по праздникам незамужние девушки украшали косы лентами. Лентами украшала свою косу и невеста.
Свадьба в Архангельске. Невесте заплетают косу
Свадьба в Архангельске. Невесте заплетают косу
В северных губерниях при нарядном головном уборе девушки распускали волосы. Эта старинная прическа считалась особенно торжественной. Именно таким образом причесывались девицы при венчании, во время причастия, на похоронах родителей. Замужние крестьянки, в отличие от девиц, обычно заплетали волосы в две косы на висках и завязывали их надо лбом или закручивали узлом на затылке. Иногда волосы, не заплетая, прятали под головной убор.Головной убор показывал социальный статус женщины. Символический переход девушки в статус женщины происходил, в том числе, с помощью смены головного убора во время свадебного пира. Сваха брала дымку (тонкое покрывало) и просила мужчин загородить невесту, затем она расчесывала и заплетала ей волосы в косы, укладывала их и надевала на голову сороку.Сорока (кичка, рога) — головной убор замужних женщин, состоявший из нескольких не сшитых друг с другом частей. Кичка представляла собой мягкую холщовую шапочку, на передней части которой укреплялось твердое возвышение. Сзади кичка затягивалась, плотно облегая голову. Сорока (макушка, привязка) — верхняя часть головного убора, надевавшаяся поверх кички. Сорока была как праздничным, так и будничным головным убором замужних женщин всех возрастных групп.
ИНТЕРЕСНО: Иногда свахи во время повивания, расплетая девушке косу, надевая сороку, приговаривали: «Прощай коса — девичья краса, довольно тебе по плечам мотаться, пора тебе, коса, под кичку убираться».
В XIX веке сорока была только крестьянским головным убором. В конце XIX века сорока стала выходить из народного обихода. В 50–60-е годы XX века сороку надевали женщины, отправлявшиеся на свадебный пир, проходивший на следующий день после регистрации брака.В Архангельской губернии невеста надевала на голову перед свадьбой плачею и в своей песне-плаче изображала нежелание уходить из родительского дома, оплакивала свою беззаботную, наполненную родительской любовью девичью жизнь.

кокошник

После венчания невеста надевала кокошник и затем носила его по праздникам и особо торжественным случаям. Кокошник, как и кичку, могли носить только замужние женщины, когда выходили из дома.Слово «кокошник» происходит от древнерусского «кокошь» («курица», «наседка»). Это был самый красивый и дорогой аксессуар в жизни женщины. Кокошник был парадным головным убором замужней женщины.
К. Е. Маковский. Боярышня у окна, 1891 (фрагмент картины)
К. Е. Маковский. Боярышня у окна, 1891 (фрагмент картины)
Княгиня Елизавета Федоровна на балу 1903 года (фрагмент фотографии)
Княгиня Елизавета Федоровна на балу 1903 года (фрагмент фотографии)
Девушка в двурогом кокошнике с фатой, 1900-е гг
Девушка в двурогом кокошнике с фатой, 1900-е гг
Кокошник «Наклон» (Костромская губерния) — экспонат выставки «Российская империя в XVIII веке». Государственный исторический музей. Фото: Владимир Федоренко, РИА Новости
Кокошник «Наклон» (Костромская губерния) — экспонат выставки «Российская империя в XVIII веке». Государственный исторический музей. Фото: Владимир Федоренко, РИА Новости
Кокошник украшали искусственными или живыми цветами, парчой, позументом, бисером, бусами, речным жемчугом, золотыми нитями, фольгой, стеклом, у наиболее богатых женщин он был украшен драгоценными камнями. Вышивкой золотыми нитками часто покрывалась и затылочная часть головного убора. Сзади кокошник фиксировался с помощью лент. По краям его могли быть пущены рясны (спадающие на плечи жемчужные нити), кокошник часто обшивался поднизью (сеткой) из жемчуга. Цена некоторых изделий доходила до 300 рублей ассигнациям, поэтому кокошники бережно хранили в семье и передавали по наследству.
ИНТЕРЕСНО: В русской деревне было принято считать, что женщина с непокрытой головой может принести несчастье дому: вызвать неурожай, падеж скота, болезни людей.
Петр I совершил настоящую модную революции, заменив традиционный костюм европейским. Это коснулось и кокошников. Только при Екатерине II они вернулись в женский придворный костюм. А в 1834 году Николай I издал указ, вводивший новое придворное платье, дополненное кокошником.Такой образ оставался при дворе до революции 1917 года. Пиком этой моды стал в 1903 году костюмированный бал в Зимнем дворце - гости были одеты по моде XVII века. Бал был приурочен к 290-летию дома Романовых.
Ее императорское высочество Великая Княгиня Ксения Александровна в костюме боярыни времен царя Алексея Михайловича на балу 1903 года, (фрагмент фотографии)
Ее императорское высочество Великая Княгиня Ксения Александровна в костюме боярыни времен царя Алексея Михайловича на балу 1903 года, (фрагмент фотографии)
ИНТЕРЕСНО: Образы бала 1903 года были использованы создателями костюмов для американской киноэпопеи «Звездные войн». Например,один из костюмов королевы Амидалы («Звёздные войны. Эпизод II. Атака клонов») — золотой дорожный костюм основан на русском народном костюме с кокошником, известном на западе по снимкам с Костюмированного бала.
После революции русские дамы — участницы бала 1903 года — эмигрировали в Европу. Чтобы выжить, они распродали украшения, среди которых были роскошные бриллиантовые тиары, напоминавшие кокошники.
У супруги императора Александра III Марии Федоровны была бриллиантовая тиара в виде кокошника. Мода на подобные тиары с расходящимися лучами распространилась по Европе именно из России — они так и называются: «the Kokoshnik Tiara».
И.Н. Крамской. Ее императорское высочество Великая Княгиня Ксения Александровна в костюме боярыни времен царя Алексея Михайловича на балу 1903 года, (фрагмент картины)
И.Н. Крамской. Ее императорское высочество Великая Княгиня Ксения Александровна в костюме боярыни времен царя Алексея Михайловича на балу 1903 года, (фрагмент картины)
Тиара в годы революции была потеряна, но сохранилась копия, сделанная для ее сестры британской королевы Александры. Виндзоры владеют ею до сих пор, а королева Елизавета II даже вышла в ней замуж в 1947 году.
Свадьба принцессы Елизаветы и герцога Эдинбургского, 20 ноября 1947 года
Свадьба принцессы Елизаветы и герцога Эдинбургского, 20 ноября 1947 года
СОВЕТ: При создании образа невесты и сейчас можно использовать кокошник. Существует огромный ассортимент этих аксессуаров на любой вкус, цвет и бюджет. В таком образ вы точно почувствуете себя настоящей королевой.
Классическая модель кокошника из бархата в красном цвете с лентами
Классическая модель кокошника из бархата в красном цвете с лентами
Модель современного кокошника из экокожи в бежевом цвете с цепью
Модель современного кокошника из экокожи в бежевом цвете с цепью
Кокошник из экокожи черного цвета с пирсингом
Кокошник из экокожи черного цвета с пирсингом
Кокошник и в 21 веке остается популярным головным убором. Главный модельер дома Chanel Карл Лагерфельд в своей коллекции «Париж-Москва» (2008/9) создал авторские образцы кокошников.
Коллекция Chanel «Париж-Москва». Фото: Екатерина Чеснокова, РИА Новости
Коллекция Chanel «Париж-Москва». Фото: Екатерина Чеснокова, РИА Новости
В 2018 году во время Чемпионата мира по футболу, проходившего в России, кокошник использовали как аксессуар болельщицы, и он стал символом этого международного соревнования. «Кокошник — это очень русская и очень красивая вещь. Такая же яркая и необычная, как ваша страна. Я родилась в Перу, но сейчас живу в Соединенных Штатах, я привезу домой кокошник на память о России и, может быть, буду носить его в Нью-Йорке», — рассказывала болельщица Памела Орреро Первому каналу во время ЧМ по футболу.

Аксессуары

Дополнением праздничного костюма раньше служил нарядный носовой платок, который принято было держать в левой руке.Непременными составными частями праздничных нарядов девушек и женщин всей России были всевозможные ушные, височные, шейные украшения, украшения рук и поясов. Практически все элементы народного костюма имели не только декоративное, но и обрядовое назначение.
Девушки в праздничных костюмах, начало 20 века, Архангельская губерния
Девушки в праздничных костюмах, начало 20 века, Архангельская губерния
Обязательным украшением были серьги — медные, серебряные, золотые. Они имели различные формы — со вставными гранеными цветными стеклышками, на севере — жемчужные, на юге — гусиные «пушки» (белые шарики из гусиного пуха).На севере было распространено украшение под интересным названием «бабочки». Это серьги из жемчуга, бисера, рубленого перламутра, металла. Они представляли собой металлический стержень с двумя лопастями по сторонам из бисера, жемчуга, перламутра, нанизанных на конский волос или тонкую проволочку, с прикрепленной к концу стержня металлической каплевидной подвеской, оплетенной сеткой из жемчуга. Боковые лопасти серег напоминали крылья бабочки. Размер сережек и материал, из которого они были сделаны, зависел от благосостояния крестьянки. Такие серьги были одним из самых дорогих украшений. Они передавались из поколения в поколение. Жемчужные серьги-«бабочки» были составной частью не только русского, но и карельского традиционного костюма.
Вы также можете надеть «бабочки» на свадьбу. Такой образ невесты точно не останется незамеченным, а эти украшения смогут стать настоящей семейной реликвией.
Свадьба в Карелии. Невеста надела серьги-бабочки на свадьбу
Свадьба в Карелии. Невеста надела серьги-бабочки на свадьбу

Мужской костюм

Крестьянин не надевал на свадьбу смокинг или брючный костюм, как сейчас принято наряжаться женихам — особого разнообразия мужского свадебного костюма у крестьянин не было. На свадьбу надевали рубаху навыпуск, порты, кафтан, нижний и верхний, пояс, головной убор, лапти или сапоги. Праздничные рубахи изготавливались из отбеленного тонкого полотна. Костюм мог немного отличаться разными стилевыми особенностями, характерными для конкретных деревень и регионов. Например, рубаху могли по-разному декорировать вышивкой и кружевом.
Деревенские молодцы, начало 20 века, Ярославская губерния
Деревенские молодцы, начало 20 века, Ярославская губерния
В костюме дружки на свадьбе обязательно присутствовало полотенце, которое завязывалось по поясу или перекидывалось через плечо.Введенный реформами Петра I мужской костюм сложился при дворе Людовика XIV и состоял из кафтана, камзола и штанов-кюлотов (короткие, застегивающиеся под коленом штаны). Дополняли этот костюм кружевное жабо и манжеты, кожаные башмаки с тупым носком, на каблуке, украшенные бантами или пряжками, и шелковые чулки.В 19 веке фрак прочно вошел в моду. Использовались ткани темных цветов. Панталоны были светлых оттенков. Галстуки были похожи на шейные платки. В середине 19 века фрак и брюки черного цвета с белоснежным жилетом стали отличительным знаком респектабельности.
В.В. Пукирев. Неравный брак, 1862
В.В. Пукирев. Неравный брак, 1862

Национальные особенности свадебных нарядов

Свадебные костюмы у разных народов, населявших Российскую империю, существенно различались. Так, в традиционном праздничном костюме Карелии встречается такой женский головной убор как поднизь, то есть сетка из лошадиного волоса, насаженного жемчугом, которая как кружево обрамляет лоб и спускается к ушам. Поднизь состоит из нескольких кружевных сборов, и чем богаче девушка, тем больше сборов в сетке. Такая сетка дополнялась ажурным венцом «земчугат» и большим бантом сзади.Женский татарский свадебный костюм состоял из длинного платья, которое декорировали традиционными узорами и красивыми звенящими монетками. Поверх надевали длинный или короткий жакет-камзол. На голове у татарской невесты такой головной убор как феска (шерстяной колпак красного цвета) или калфак (шапочка), а также — легкое покрывало (аналог фаты), которое крепится к феске. На ноги надевались цветные балетки (чувяки) из натуральной кожи либо остроносые ажурные сапожки (ичиги). Костюм жениха состоял из рубашка белого цвета, строгих брюк и богато расшитого камзола из бархата.В Удмуртии женский костюм включал белую рубаху туникообразного покроя, которую носили с распашным кафтаном (шортдэремом). Полы, воротник, подол шортдэрема украшали вышивкой, иногда пришивали бусы, мелкие монеты, раковины морского моллюска каури; вышивка сопровождалась полоской кумача. Неотъемлемую часть женского костюма составляли передники (азькышет).Женские удмуртские украшения XVIII-XIX вв. были в основном металлическими: серебряные монеты (русские и иностранные), жетоны, разнообразные бляхи, пуговицы, металлические накладки и подвески. Иногда женщина в качестве украшения спускала с левого плеча две-четыре вышитые серебром или золотом ленты, которые одним концом подвязывались к ожерелью, а другим закладывались вдоль груди; ленты носили название «камали». Такие ленты невеста готовила к свадьбе в качестве подарка для свекрови. В современном переводе «камали» значит нагрудник из серебряных монет. Невеста на свадьбу надевала холщовую шапочка (такью), обшитую кумачом и монетами. Носили также айшон — аналог русского кокошника. Айшон украшали ракушками каури, бисером и монетами, а сверху на него набрасывали нарядное покрывало сюлык. Свадебный сюлык украшался черной ковровой вышивкой с древовидным орнаментом, исходящим от углов к центру, края обрамлялись массивными кистями из бордовых или черных ниток.Мужской удмуртский костюм состоял из рубахи красных оттенков, штанов из полосатой пестряди; ремня или тканого пояса; белого холщового кафтана.Решение, какой наряд надеть на свадьбу, сейчас зависит больше от жениха и невесты, нежели от свадебных обрядов и традиций. В России большинство девушек предпочитают белое платье, а женихи — строгие пиджаки. Однако в последнее время все больше свадебных салонов предлагают не только белое платье с обложки модного журнала, но и народные свадебные костюмы, которые дизайнеры адаптировали под современность. Почему бы и сейчас не привнести в свадебный образ традиционные элементы, ведь народные костюмы представляют огромную историческую ценность, а каждый их элемент несет большой смысл.