Большая пресс-конференция состоялась по итогам государственного визита Владимира Путина в Китай
Стратегическое партнерство России и Китая не направлено против других стран, но в нынешнем многополярном мире Запад должен отдавать себе отчет: у нас с Пекином собственный взгляд на развитие.
Об этом Владимир Путин сегодня говорил по итогам визита в КНР, где в течение двух дней обсуждалось все: и экономика, и политика. Штаты и Европа сделали большую глупость, развязав санкционную войну, тем самым они наносят ущерб сами себе.
Обречены на неудачу и любые попытки навязать Москве ультиматумы по Украине. Эта тема стала сегодня одной из главных на пресс-конференции Путина. Россия будет исходить из реалий, как сейчас на Харьковском направлении, где российские войска создают санитарную зону в ответ на обстрелы Белгорода.
Итоги государственного визита, продолжавшегося два дня, Владимир Путин подводил в Харбинском политехническом университете, что символично. Больше 100 лет назад один из ведущих вузов Китая основан русскими, а сейчас имеет обширные связи с Россией.
Зримое подтверждение взаимовыгодного сотрудничества, лучше всего которое характеризует китайская пословица: «Если идешь один, то идешь быстро. Если идешь вместе, идешь далеко». При этом понятно, что визит этот выходил далеко за рамки наших двусторонних отношений. Ведь от позиции России и Китая во многом зависит будущее стремительно меняющегося мира.
Владимир Путин: «То, что он сейчас на наших глазах складывается, мир становится многополярным, здесь нет никаких сомнений. Думаю, что все это прекрасно понимают, отдают себе отчет в этом. И важно, чтобы те, кто пытается сохранить свою монополию на принятие решений в мире по всем вопросам, понимали это. Я думаю, что они это прекрасно понимают, чтобы они, понимая это, сделали все, что от них в данном случае зависит, чтобы этот процесс был естественным, мирным, бесконфликтным, чтобы мнение всех участников международного процесса учитывалось в полном объеме, чтобы все мы искали компромиссы достаточно сложных решений, перед которыми все мы стоим. Мы на это настроены, именно на такую работу. Я неоднократно говорил, и председатель КНР это подчеркивал, наше взаимодействие, наше сотрудничество, наше стратегическое партнерство с Китаем не направлено против кого бы то ни было, а направлено создавать лучшие условия для развития наших стран и повышение благосостояния народов Китая и Российской Федерации».
По словам Владимира Путина, в ходе переговоров с Си Цзиньпином, в том числе и во время неформальных бесед один на один, не обошлось без обсуждения темы урегулирования украинского кризиса. Тем более что глава Китая всего неделю назад вернулся из поездки по европейским странам, где встречался с Эммануэлем Макроном, как раз заявившим о возможности ввода французских войск на Украину, сербским лидером Александром Вучичем, а также главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен.
Владимир Путин: «Председатель КНР изложил мне основные тезисы того, о чем шла речь в ходе его недавней поездки в Европу, изложил свою позицию, связанную с китайскими мирными инициативами. Мы уже неоднократно говорили, мы считаем, что Китай искренне стремится к тому, чтобы урегулировать эту проблему, предлагает различные варианты, ведет себя очень гибко и, на мой взгляд, искренне стремится к решению этой проблемы. Мы обсуждали это достаточно подробно. Что касается наших контрпартнеров, так скажем, в данном случае, это касается украинского руководства и его хозяев, заокеанских, европейских. Мы об этом много раз говорили. Когда наши войска остались под Киевом, нам что было сказано со стороны наших западных партнеров? Нельзя подписывать документы, если противоположной стороной к виску приставлен пистолет. Что надо сделать, было спрошено с нашей стороны. Надо отвести войска от Киева. Мы сделали это. На следующий день они выбросили все наши договоренности в помойку и сказали: теперь будем воевать до конца».
Владимир Путин напомнил, что в ходе переговоров сначала в Минске, затем в Киеве и, наконец, в Стамбуле украинская сторона даже предварительно подписала все документы о прекращении огня. Но тут вмешалась Великобритания в лице тогдашнего премьер-министра Джонсона, который рекомендовал Зеленскому продолжать боевые действия. И тот послушно согласился. Теперь вместо сорванных переговоров всем навязывается так называемая встреча в Швейцарии.
Владимир Путин: «Мы, конечно же, анализируем все, что происходит, смотрим, конечно, на то, что происходит вокруг анонсируемой встречи в Швейцарии, в Женеве. Мы никаких формул обсуждать, конечно же, не собираемся, но мы никогда не отказывались от переговоров в отличие от украинской стороны. Они вышли из переговорного процесса. Они заявили о том, что собираются нанести нам стратегическое поражение. И они сказали о том, что будут воевать до конца. Собственно, не до конца, а до последнего украинца. Они все это сделали своими руками. У нас есть база для переговорного процесса. В чем смысл этого мероприятия? Понятно, собрать как можно меньшее количество стран, потом заявить о том, что со всеми согласовано, а потом предъявить России это как уже решенный вопрос, как ультиматум. Такого развития событий не будет».
Андрей Колесников: «При каких условиях все-таки Вы могли бы принять участие в мирной конференции по Украине в Швейцарии, если бы, конечно, такое предложение Вам вдруг поступило?»
Владимир Путин: «Политика, она ведь не имеет сослагательного наклонения. Они нас не приглашают. Более того, говорят, что они нас там не видят. Мы не собираемся обсуждать с центра поля то, чего мы не знаем. Я же сказал, мы долго, почти полтора месяца, вели кропотливые переговоры сначала в Минске, потом в Стамбуле, достигли определенных компромиссов. Теперь какие-то формулы основаны на хотелках, а не на реальной ситуации, но это невозможно обсуждать. Но мы готовы к обсуждениям, мы никогда не отказывались. Я же сейчас сказал, это же не шутка, я же ничего не придумал. Как только войска отвели, сразу западники сказали Украине не подписывать — воюйте. Те взяли под козырек, исполняют. А нам тут же было сказано, что теперь будем воевать до последнего. Вот что нам сказали. Больше переговоров таких не будет. Теперь они видят, что не получается. До последнего, может быть, получится, но не получается нанести стратегическое поражение России. Это видят. Теперь запищали, давайте срочно конференцию. Пожалуйста. Россия будет участвовать? Готова участвовать в мирных переговорах. Но мы вас не приглашаем. Вот тебе кино. И Россия обвиняется в том, что мы не хотим принимать участие. Так нас не приглашают. А вы спрашиваете, на каких условиях. Хотели получить преимущество на поле боя, добиться стратегического положения. Не получилось, нате вам теперь наши условия. С дуба рухнули что ли? С какой стати-то? Безусловно, мы будем исходить из реалий, которые складываются на земле, это само собой разумеется».
Спросили у Владимира Путина и о легитимности Зеленского, отменившего на Украине президентские выборы. Срок его полномочий истекает 24 мая. Будет ли президент России считать Зеленского нелегитимным руководителем государства Украина?
Владимир Путин: «Это вопрос оценки. Конечно, прежде всего, должны ответить конституционные институты, и вообще политическая система самой Украины. Но для нас это, конечно, имеет значение, потому что, если речь пойдет о подписании каких-то документов в такой судьбоносной области с легитимными властями, это факт очевидный. Но, повторяю еще раз, ответить на этот вопрос должна политическая и юридическая правовая система самой Украины».
Александр Юнашев: «Вчера Зеленский посетил Харьков, провел там заседание ставки. В то же время у нас идут активные бои под Харьковом, и добиваются успехов военнослужащие. В чем план? Наша цель захватить Харьков?»
Владимир Путин: «Я не знаю, что говорил глава государства украинского. Знаю только, что в конечном итоге это же их вина в том, что происходит. Все сегодняшние власти в Киеве источником своего происхождения имеют государственный переворот. Первое. Второе: допустив госпереворот, западные спонсоры, способствуя ему, организуя его, создали условия для перехода тлеющего конфликта в конфликт вооруженный. Это они в этом виноваты. Пытаются переложить с больной головы на здоровую и вину возложить на Россию за сегодняшние трагические события. Но это результат их политики. Что касается того, что происходит на Харьковском направлении, это тоже их вина, потому что они обстреливали и продолжают обстреливать жилые кварталы приграничных территорий, включая Белгород. Там же гражданские люди гибнут. Все же очевидно. Стреляют прямо по центру города, по жилым кварталам. И я говорил публично, что если это будет продолжаться, мы вынуждены будем создать зону безопасности, санитарную зону. Вот мы это и делаем. Что касается Харькова, то таких планов на сегодняшний день нет».
Тут же у Путина спросили, а не обсуждал ли он с Си Цзиньпином предложение Макрона об объявлении так называемого олимпийского перемирия. Игры в Париже, куда доступ российским спортсменам фактически закрыт, должны начаться 26 июля.
Анастасия Савиных: «На Ваш взгляд, возможно ли сейчас такое олимпийское перемирие? Или это очередная попытка Запада заманить Россию в ловушку, особенно на фоне военных успехов?»
Владимир Путин: «Да, председатель Си Цзиньпин говорил мне об этом, мы с ним эту тему обсуждали. Просто затронули. Что я по этому поводу думаю? В целом сама по себе идея очень правильная и конструктивная. А вопрос в другом. Вопрос в том, что именно сегодняшние международные спортивные чиновники нарушают принципы Олимпийской хартии, не допуская наших спортсменов выступать на олимпийских аренах со своим знаменем, со своим флагом, с гимном. В отношении нас нарушают, а хотят, чтобы мы в свою очередь исполняли те правила, которые нам диктуют. Вот это никому не приходит в голову, разве это соответствует каким-то элементарным нормам справедливости? Для того, чтобы что-то требовать или ждать от других, самим нужно исполнять эти правила».
Прозвучал и вопрос о новых назначениях в правительстве. И прежде всего речь о новом министре обороны Андрее Белоусове. Вместе с Сергеем Шойгу, назначенным секретарем Совета безопасности, отвечающим за военно-техническое сотрудничество и работу предприятий ВПК, которые он в последнее время часто посещал, они оба участвовали в переговорах с китайской стороной. По словам президента, назначение экономиста Белоусова на эту должность связано с оборонными расходами. Сейчас они 6,7% от ВВП. И это, по словам Путина, некритично.
Владимир Путин: «Потому что в Советском Союзе в 1985-1986 годах расходы на оборону составили 13%. Для нас сегодня с учетом состояния экономики, макроэкономических показателей экономики, прогнозов доходов бюджета, расходов на оборону и безопасность не критично, абсолютно нормально. Более того, некоторые эксперты полагают, что можно было бы и еще больше туда добавить. И в этом смысле он, конечно, способен координировать деятельность Министерства обороны со всеми министерствами и ведомствами страны и с регионами. Второе, что он должен будет сделать, он должен раскрыть Министерство обороны для конструктивной работы с научными центрами. Он должен раскрыть Министерство обороны для инноваций. Если вы обратили внимание, я поддержал идею о том, чтоб Дениса Владимировича Мантурова сделать первым заместителем в правительстве, именно в силу того, что мы хотим сосредоточить административные ресурсы на достижении основной задачи, которая сегодня стоит перед страной. Достижение нужных нам результатов в рамках проведения СВО».
Антон Верницкий: «Достигнута ли принципиальная договоренность по проекту «Сила Сибири-2», когда начнется строительство?»
Владимир Путин: «У нас огромная общая граница, и здесь уже никто не помешает, ни санкции в отношении танкерного флота, ни санкции в отношении даже финансовых учреждений в национальных валютах. Это мы будем все покупать и продавать. Поэтому заинтересованность с обеих сторон подтверждена. С одной стороны, заинтересованность в получении дополнительных объемов. А с другой стороны, заинтересованность в реализации на китайском рынке».
Китай прекрасно знает, что Россия — надежный поставщик. И огромная общая граница позволяет нам контактировать напрямую без каких-либо посредников, пытающихся диктовать свои условия. Как настоящие добрые соседи.