В России уже в 2023 году появится служба пробации
Работу Федеральной службы исполнения наказаний Владимир Путин обсудил сегодня в Кремле с министром юстиции Константином Чуйченко. Глава Минюста предложил создать службу, которая поможет тем, кто возвращается из мест не столь отдаленных. Избежать рецидивов и начать нормальную жизнь — это в интересах и самого заключенного, и всего общества. Учтут в программе реабилитации и предложения правозащитников.
Министерство юстиции среди прочего занимается исполнением уголовного наказания, в его подчинении тюрьмы и следственные изоляторы. С этих вопросов и началась встреча президента с главой Минюста Константином Чуйченко.
— В.Путин: Вы знаете, что я встречался с членами Совета при президенте по правам человека, и много было вопросов по Вашему ведомству, сейчас все перечислять не буду. Я знаю, что Вы по многим из них работали, и у Вас есть соответствующие предложения, мысли свои, которые Вы хотели бы тоже изложить, обсудить их.
— К.Чуйченко: У нас ситуация выглядит следующим образом: ежегодно из мест лишения свободы освобождается порядка 100 тысяч человек. При этом зачастую эти люди не подготовлены к жизни, как говорится, на свободе, то есть они не могут получить работу, не имеют денежных средств, которые необходимы для того, чтобы начать новую жизнь, и, конечно же, они нуждаются в помощи.
Нет работы, нет денег, и многие, выйдя на свободу, вновь берутся за старое. По данным Минюста, уровень рецидива достигает 44%.
— К.Чуйченко: Мы предлагаем создать соответствующую службу в рамках структуры Федеральной службы исполнения наказаний, которая будет на системной основе эти проблемы решать, то есть людей готовить к выходу на свободу, заниматься их социальной адаптацией. В деятельности людей, которые будут состоять в этой службе и работать на этом направлении, гуманитарная составляющая будет иметь важнейшее значение. Понятно, что там будет и служебная составляющая, но…
— В.Путин: Финансовая нужна тоже.
— К.Чуйченко: Конечно. Но эти люди должны обладать компетенциями в области социального обслуживания.
Называться новая структура будет службой пробации. Слово «пробация» происходит от латинского глагола probare — «исследовать, испытывать».
— К.Чуйченко: Мы специально уходим от слова «инспекция», потому что инспекция – это все-таки контрольно-надзорная история, а здесь все-таки эта деятельность ближе к душе человека, это, я бы сказал, человеческая история.
По планам министерства, в новой структуре будут работать 50 тысяч человек. Чтобы ее создать, нужен федеральный закон о пробации. Минюст скоро представит его в правительство. Планируется, что служба начнет работу к середине 2023 года.
— В.Путин: Реестр, наверное, нужно вести этих людей еще – тех, кто проходит эту процедуру?
— К.Чуйченко: Да, обязательно. Конечно, это будет реестровая работа. Начнется с места лишения свободы, и потом, когда человек приходит, эта работа будет продолжаться. Ему будет предоставлена возможность получать образование, ему будет оказана помощь в плане доступа ко всем социальным услугам, медицинским услугам, помощь в налаживании социально-полезных связей.
— В.Путин: Хорошо.
Поможет заключенным подготовиться к выходу на свободу и даже заработать деньги, замена лишения свободы на принудительные работы. По действующему закону на это имеют право 180 тысяч осужденных.
— К.Чуйченко: Проблема состоит в том, что у нас нет просто соответствующих мест, в которых можно было бы обеспечивать отбытие этими людьми наказания. Создано 15 тысяч мест и концу 2024 года мы хотели бы создать порядка 100 тысяч мест. И таким образом у нас значительно уменьшится численность людей, которые содержатся в местах лишения свободы.
— В.Путин: Давайте так и сделаем.
Константин Чуйченко захватил на встречу справочные материалы. Путина заинтересовало количество людей, находящихся в местах лишения свободы.
— В.Путин: В 2000 году – 1,06 миллиона, в 2021-м – 483 тысячи. И не все из них находятся непосредственно в местах лишения свободы,
— К.Чуйченко: В следственном изоляторе 109 тысяч.
— В.Путин: Значит, так я понимаю, что 483 тысячи минус 109 находятся в местах лишения свободы?
— К.Чуйченко: Минус 109. Да, то есть мы сократили более чем в два раза.
Сейчас — 374 тысячи, а согласно концепции развития уголовно-исполнительной системы, к 2030-му в местах лишения свободы останется 300 тысяч человек. Перевод на принудительные работы поможет еще больше разгрузить тюрьмы и снизить бюджетные расходы на исправительную систему.