Новая провокация Киева и коррективы курса после звонка из Вашингтона
Украина и натовская активность вокруг нее были красной чертой до прошедших переговоров и, это факт, остаются сейчас.
Кадры от нашего Минобороны, сделанные уже после разговора Владимира Путина с Джо Байденом. В небе над Черным морем американский самолет-разведчик «Посейдон», идет в направлении воздушного пространства России. Съемка с борта нашего Су-30, который подняли в воздух, чтобы сопроводить непрошеного гостя. Задачу, конечно, выполнили — «Посейдон» улетел, граница осталась в неприкосновенности.
А в четверг провокацию устроил украинский флот. Военный корабль «Донбасс» шел в Керченский пролив, на требования изменить курс не отвечал. Но потом вдруг взял и развернулся. Интересно, что произошло это в тот момент, когда в Киеве закончился телефонный разговор Зеленского и Байдена. Может, в Белом доме курс Украине подправили?
Украинский тиктокер с никнеймом Гойко Митич решил собирать лайки в этой соцсети, используя самую горячую сейчас на Украине тему. Выезжая на проспект Степана Бандеры (переименован из Московского проспекта), он записал обращение к россиянам. Комментариев под этим незатейливым роликом почти 20 тысяч, он характерный.
В последние месяцы милитаристским промыванием мозгов, с подачи западных СМИ, занимались и провластные украинские средства массовой информации. Дело в обещанной американцами военной помощи на 200 миллионов долларов. Ну как их выпросить, если не кричать громко и отчаянно: «Волки!» Вот как роль испуганного пастушка в печатной прессе исполняет глава украинского МИД Кулеба в статье с пометкой: «Киеву нужен мир через силу».
Из издания Foreign Affairs: «Нам нужно больше оружия, чтобы защитить себя. Важно все — от боеприпасов до медицинского оборудования, но нам особенно нужна противовоздушная и противоракетная оборона».
Для чего все это нужно на самом деле, на этой неделе увидела миссия ОБСЕ. В ее отчете зафиксированы нарушения украинской стороны: возле Луганска появились 17 запрещенных Минскими соглашениями самоходных гаубиц, а к Донецку Киев перебросил по железной дороге 30 танков — целый батальон. По Горловке снова стреляли из запрещенных 120-миллиметровых минометов, за прошедший месяц на территорию республик Донбасса прилетело больше тысячи тяжелых снарядов.
«ОБСЕ не смогли дальше скрывать вопиющие факты нарушения со стороны Украины Минских соглашений. Большое количество техники в последний период времени перемещалось к линии соприкосновения», — отметил глава ДНР Денис Пушилин.
В окопы под объективы телекамер полез и сам президент Зеленский. Он бы хотел видеть в этих же окопах и натовских солдат.
«Господин Зеленский и его министры, вот у них новый министр обороны вчера, по-моему, произнес, что Украина должна пригласить, уже пригласила англичан, канадцев и американцев на передовую линию на Донбассе. Через два часа сказал, что не будут приглашать. Видимо, старшие товарищи ему объяснили, что он уже совсем зарвался», — сказал министр иностранных дел России Сергей Лавров.
Таким образом Зеленский, оказывается, готовился к телефонным переговорам с Джо Байденом, которые состоялись после разговора американского президента с Владимиром Путиным. Первый отчет разместил в «Твиттере». И уже в нем маленькая такая сенсация: «Завершил полуторачасовой разговор с президентом. Президент США ознакомил меня с содержанием его переговоров с Владимиром Путиным. Также обсудили возможные форматы урегулирования конфликта в Донбассе».
Признанный мастер разговорного жанра Зеленский никак не мог совершить ошибку – он осознанно использовал термин «конфликт». До этого терминология была гораздо жестче – говорил о войне и об агрессии со стороны России. На сессии ООН даже пулю показывал в подтверждение.
Резкая смена тональности, как оказалось, вызвана новой позицией нынешнего старшего партнера Украины. Выделение военной помощи на 200 миллионов долларов, как сообщил канал NBC, американцы заморозили. А Байден после полуторачасового разговора с украинским лидером пояснил – вслед за Зеленским в донбасские окопы солдаты США не полезут.
«У нас есть моральное и юридическое обязательство перед нашими союзниками по НАТО – если на них будет совершено нападение, защищать их. Это наша священная обязанность. Но это обязательство не распространяется на Украину. Но здесь все будет зависеть и от того, что остальные страны НАТО готовы будут сделать. Но возможность, что США в одностороннем порядке применят силу, чтобы противостоять вторжению России на Украину, в настоящее время не рассматривается», — заявил президент США Джо Байден.
Причины понятны.
«Последние, кто хочет воевать с Россией или, не дай бог, прокси с Россией, через Украину или Донбасс, — это американские военные. Они очень трезво на эту тему смотрят, так сказать, и Пентагон занимает, по-моему, сегодня самую миролюбивую позицию. Ни посылать своих солдат туда они не хотят, ни участвовать не в каких военных столкновениях. Они хотят, чтобы дипломаты решили эту проблему. Мне кажется, надо вырвать у Украины эту кнопку, которая определяет, в чем суть российско-американских отношений. Потому что нельзя, чтобы отношения двух стран зависели от третьей страны, не очень большой, не очень экономически важной», — говорит президент Центра глобальных интересов (США), политолог Николай Злобин.
Предсказуемо тут же стали звучать и откровения Зеленского, который вдруг предпочел широко раскрыть глаза на происходящее. При этом, правда, снова перепутал главного партнера по переговорам, которым является не Россия, а самопровозглашенные республики ДНР и ЛНР.
«Мы должны сказать правду – мы не сможем остановить войну без прямых переговоров с Россией, и сегодня это признали уже все внешние партнеры, а некоторые внутренние не признают», — сказал президент Украины.
Этим «внутренним, которые не признают», то есть радикалам-националистам, совершенно точно не понравится и то, что Зеленский теперь уже совсем и не против проведения референдума по вопросу установления мира в Донбассе. Но наверняка добьет их рассказ про шлагбаум.
«Мы продолжаем свой путь в НАТО. Мы идем, а там шлагбаум. Мы видим это или нет? Или нам все равно? Давайте обойдем шлагбаум? Но не выходит обойти», — сказал Владимир Зеленский.
Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова отреагировала на это затруднение Зеленского, предложив ему настоящий военный маневр: «Зеленский заявил, что Украина продолжает свой путь в НАТО, но "там шлагбаум", обойти его не выходит. Ползком?»
В вопросах тактического наступления на шлагбаумы Владимир Зеленский силен еще со времен своего актерского прошлого, когда исполнял роль Наполеона Бонапарта. Более сложным, как и у Наполеона, кстати, в свое время, будет противостояние с условными «партизанами» из числа украинских национал-радикалов, испугавшись которых он в свое время отказался от выполнения Минских соглашений. Эти-то всегда готовы биться о шлагбаум, не останавливаясь. И вот тут как раз он, то есть новости по итогам переговоров Байдена с Путиным, а потом и с Зеленским.
«Правый политический сегмент очень напрягся из-за того, что реализация Минских соглашений означает их идеологическое поражение. Поражение всей той идеологемы, которая была построена после 2014 года. И они готовятся к противостоянию», — сказал политолог, директор украинского Института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.
Зеленский оказался в ловушке, которую сам же для себя и создал. Минские соглашения одобряют и Россия, и западные страны, а автономизация Украины, как выяснилось, и для США не проблема. Но ведь на саботаже соглашений и поисках внутренних врагов построена вся стратегия удержания власти нынешних постмайданных политических элит. Пугающий украинцев российским вторжением Зеленский, как и Порошенко, предлагает только потуже затягивать пояса, чтобы таким образом превратить «зраду» в «перемогу».
«Зеленский и его команда пытается навязать эту мысль, чтобы не обсуждались другие темы. Если действительно существует такая угроза, а ее пытаются всячески навязать украинскому народу, то украинский народ не будет же думать про коммунальные тарифы и их рост, про отсутствие рабочих мест, падение доходов, полное падение доходов наших граждан, про рост на сегодняшний день цен на товары. Они будут думать о том, будет война или не будет, что надо делать для того, чтобы себя уберечь», — говорит глава политсовета партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» Виктор Медведчук.
Чтобы идти по пути реализации Минских соглашений, проведения общенационального референдума о мире, прямых переговоров с республиками Донбасса, а по вопросу двусторонних отношений – с Россией, Зеленскому придется резко изменить курс своей политики. Есть основания предполагать, что именно это ему и предложили проделать.
Зато украинская дипломатия на этой неделе получила приз, которого не было все 30 лет незалежности. Имбирный домик, изготовленный работниками посольства Украины в США, участвовал в специальном конкурсе, объявленном Госдепом. Дипломаты лепили по памяти, пытаясь повторить силуэты знаменитого крымского замка «Ласточкино гнездо». Пряничная благодарность за госдеповские печеньки на Майдане оценена высоко — этот сладкий украинский домик американцы признали лучшим в своей номинации.