Китай переживает дефицит электроэнергии
Возвращаемся к теме энергетики и глобального кризиса. Сложная ситуация и в Китае, там дефицит электроэнергии. Отключают светофоры, лифты и ограничивают потребление электричества. А значит – многие предприятия вынуждены работать не на полную мощность. Если встанет производство в Китае, это аукнется и в других странах. Из-за чего возникли трудности и как их пытаются решать?
Едва Китай спасся от ковидных локдаунов, пришли блэкауты. Отключения электроэнергии уже в двух десятках провинций, это почти весь Китай. Заводам рекомендовано прекратить работу в пиковые часы, то есть уйти в ночные смены. В местных соцсетях впечатляющие ролики с отключенными светофорами, обесточенными кварталами и постановлениями, регламентирующими подачу электричества по дням и часам.
– В провинции Гуандун планы упорядоченного потребления электроэнергии разработаны в городах Шэньчжэнь, Гуанчжоу, Чжухай. В провинции Цзянсу, в городах Нанкин, Сучжоу, Чанчжоу.
Это последнее китайское предупреждение для своей, а заодно мировой экономики. В провинции Гуандун основное производство высокотехнологичных товаров, которыми пользуется весь мир: надпись «Made in China» на телефоне или ноутбуке скорее всего означает, что они сделаны в Гуандуне. И что будет, если производство остановится, лучше даже не представлять. Проблемы есть и на северо-востоке Китая близ границы с Россией, и в финансовой столице Шанхае, и в Пекине, где расположены большинство госучреждений.
Для населения электричество в Китае по предоплате. Когда на счету остаются копейки, приходят смс, оплатите, а то отключим. Так вот еще с июля к ним стали добавлять предостережения: вы потребляете слишком много энергии, будьте осмотрительны, тариф на перерасход будет повышенным.
Когда весь Китай сидел на самоизоляции, было не до этого, а теперь подсчитали и прослезились. Возрождающаяся после COVID экономика требует много, очень много энергии. А тут, как назло, рекордные цены на уголь.
Чжан Цзиньмин, аналитик в области угольной промышленности: «Мировые цены на уголь стремительно растут, есть огромная разница даже между вторым и третьим кварталами этого года. К такому развитию событий приводят увеличение спроса и сокращение предложения на рынке».
Большинство электростанций Китая — угольные. А угля мало. От австралийского, который Пекин закупал годами, пришлось отказаться после антикитайских выпадов Канберры,еще до создания Австралией, США и Британией военного альянса. Собственных же ресурсов недостаточно. Дать стране угля помогла Россия, но никто не знает, насколько этого хватит.
Чэнь Чэнь, аналитик в области энергетики: «За полгода производство угля в Китае выросло на 5%. Но импорт упал на 15%, а рост потребления составил 10. В результате всех этих изменений получился дефицит угля в 6% от его необходимого количества».
Подкинула проблем борьба за экологию. Задыхающийся от смога Китай взял обязательство к 2060 году полностью избавиться от вредных выбросов в атмосферу. То есть в первую очередь от угля. Работы уже в разгаре: поля солнечных батарей появляются вместо рисовых полей, ветряные электростанции растут как грибы.
Чжао Вэнь, директор ветряной электростанции: «Новые ветряки в Дайшане дают 234 мегаватт энергии. В сравнении с угольной электростанцией такого же масштаба мы экономим 170 тысяч тонн угля».
Но все это требует времени. А его у Китая нет. Борьба за экологию пока достается дорогой ценой. Отключая от энергосетей фабрики, китайцы уже проспали все полимеры, из-за приостановки предприятий нефтехимии цены на полипропилен выросли на 10 процентов, а это, в числе прочего, упаковочная тара, которой Китай обеспечивает весь мир. Под угрозой и поставки из Китая удобрений, от которых зависит урожай во многих странах. К тому же начинает холодать, впереди отопительный сезон и дополнительные траты киловатт-часов энергии. Китайские власти уверяют, что справятся. Остается только в это верить.