Владимир Путин поручил Росгвардии усилить контроль за оборотом оружия
Помочь раненым и поддержать семьи погибших — это одни из главных задач сейчас. А еще сделать так, чтобы подобные трагедии не повторялись. Обо всем этом шла речь на совещании Владимира Путина с правительством. От Росгвардии, которой поручено ужесточить контроль за оборотом оружия, уже есть конкретные предложения.
Гимназия №175 – обычная школа. В России таких сотни. Спальный район крупного города. На школьном сайте, как и везде, кто-то хвалит дополнительные занятия, а кто-то жалуется на несоленый обед. Последняя запись для родителей будущих первоклассников: директор приглашала их в школу 12 мая писать заявления о приеме детей. Но 11-го все изменилось.
Это и оказалось самым страшным – то, что произошло все в самой обычной школе. Такой же, в какую ходят наши с вами дети. Вот почему стихийные мемориалы появились по всей стране в тот же день. Не сговариваясь, люди несли и несли цветы, детские игрушки, ставили свечи к представительствам Татарстана в своих городах или, как в Москве, к памятнику Мусе Джалилю – татарскому поэту. Екатеринбург, Уфа, Ростов-на-Дону, Петербург, Сочи… Самые разные места страны и мира. Вашингтон и Лондон, практически вся Европа — трагедия не оставила равнодушным никого.
«Вначале прошу почтить память погибших. Трагедия, безусловно, потрясла нас всех. В тяжелые дни вместе с жителями Казани с Татарстаном была и остается вся Россия. Жители всех регионов страны стремятся выразить искренние слова поддержки и сочувствия. Воспринимают боль казанцев как свою собственную», — сказал президент.
На совещании президента с правительством, начавшегося с минуты молчания по погибшим в Казани, говорилось о помощи семьям пострадавших. Это то малое, чем можно было поддержать их. Но самое главное – это борьба за жизни раненых.
«Я знаю, что среди них дети с очень тяжелыми ранениями. Хочу пожелать всем раненым выздоровления, передать слова поддержки их семьям», — сказал Владимир Путин.
Самых тяжелых, а это пятеро школьников и трое взрослых, как только их состояние стабилизировали врачи в Казани, переправили в Москву. Лучшие специалисты ведущих клиник страны включились в работу и прямо сейчас продолжают делать все возможное для их спасения. Практически каждому проведены уже по несколько операций.
«В тяжелом состоянии сколько человек остается?» — спросил Владимир Путин.
«Сейчас остаются в тяжелом состоянии трое человек. Двое детей требуют все-таки тщательного нашего большого внимания. Они остаются пока в крайней степени тяжести. А третий ребенок перенес вмешательство хорошо, его состояние не внушает опасений», — рассказал глава Минздрава Михаил Мурашко.
«Уверен, что делается все возможное для того, чтобы спасти жизнь детей, будем думать об этом, и молиться об их выздоровлении», — сказал глава государства.
Глава Татарстана все эти дни ежедневно докладывает президенту о том, что уже делается и уже сделано для оказания помощи пострадавшим.
«Принято решение произвести выплаты из республиканского бюджета: один миллион рублей членам семей погибших, 400 тысяч рублей получившим тяжкий или средней тяжести вред здоровью, 200 тысяч рублей получившим легкий вред здоровью. Шесть семей из девяти, в которых есть погибшие, уже получили выплаты», — доложил Рустам Минниханов.
«У меня к Вам просьба. Посмотрите на эти вопросы пошире. Вы человек очень опытный, я знаю, относящийся к вопросам подобного рода самым внимательным образом, понимаете, о чем идет речь. Поработайте с каждой семьей и потом доложите мне, пожалуйста, дополнительные предложения по семьям пострадавших», — поручил Владимир Путин.
«Эта работа начата. Каждый день будут встречи. Если есть у кого какие-то кредиты, если есть необходимость реабилитации, мы все эти вопросы доведем до достойного уровня. Отдельная задача на сегодня – стабилизировать состояние педагогического коллектива. Учителя школы сделали все возможное для спасения жизни ребят. И, конечно же, мы в свою очередь тоже сделаем все, чтобы их поддержать», — пообещал глава Татарстана.
«И учителя, и все сотрудники гимназии в критической ситуации действовали мужественно, героически, в высшей степени профессионально, спасали детей, как своих родных. Закрывали собой, так, как это сделала совсем юная девушка, учительница английского языка Эльвира Игнатьева. Пожертвовала жизнью ради своих учеников. Знаю, что многие учителя в страшные минуты нападения, когда в здании звучали выстрелы, стояли у входа в классы и были готовы бороться. Защищать своих учеников, своих воспитанников. Затем помогали им выбраться из гимназии, укрыться в безопасном месте. Никто не покинул свой пост. Все исполнили свой профессиональный долг и человеческий долг. Я прошу внести предложение о награждении государственными наградами учителей и других сотрудников гимназии», — сказал глава государства.
Трагедия в Казани, по словам президента, показала, что в системе обеспечения безопасности школ остаются проблемы, о которых говорили еще в 2018-м, после стрельбы в колледже в Керчи. Но подписанное тогда правительством постановление выполняется не везде.
«Я поручаю правительству в самое ближайшее время внедрить единый подход – это очень важно – к обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности образовательных организаций. Должен быть единый подход в целом по стране. И в дальнейшем совместно с регионами нужно держать эту сферу под постоянным контролем», — заявил Владимир Путин.
Помимо этого, Путин потребовал усилить контроль за оборотом оружия.
Вот кадры камеры видеонаблюдения. В оружейном магазине в Йошкар-Оле Ильназ Галявиев покупает тот самый дробовик, с которым пришел потом в гимназию. Будущий убийца спокойно расплатился карточкой, не вызвав никаких подозрений у сотрудников магазина. Ведь все документы, необходимые для приобретения оружия, у него были в порядке.
«Этот человек вел себя обычно, не примечательно. Поэтому сказать о его неадекватности во время покупки оружия не было смысла», — отметил руководитель оружейной сети Андрей Шелестов.
18 Галявиеву к тому времени уже исполнилось. А значит, купить такое полуавтоматическое ружье, мало чем отличающееся от того, что в некоторых странах используются спецназом как штурмовая винтовка, он мог. Удивительно, но травматический пистолет, с куда меньшей убойной силой, разрешен у нас только с 21 года.
На совещании у президента глава Росгвардии предложил ужесточить требования к владельцам оружия. Во-первых, повысить возраст приобретения до 21 года. Сейчас гладкоствольное оружие можно купить с 18 лет. Во-вторых, необходима тщательная проверка психологическое состояния тех, кто хочет купить оружие.
«Необходимо также совместно с Минздравом осуществлять психологическое тестирование, это необходимо делать. Понимаю, что это очень дорого и требует больше временных затрат, тем не менее это необходимо делать в свете того, что сейчас происходит», — сказал директор Федеральной службы войск Национальной гвардии РФ Виктор Золотов.
Сейчас для получения справки на оружие достаточно осмотра психиатра и нарколога, зачастую формального. Один из журналистов, например, в порядке эксперимента, пойдя к врачу, общалась с ним перед получением справки всего несколько секунд. Понятно, что ни один специалист точный диагноз за столь короткое время выдать не в состоянии. Но и это не все.
В интернете сотни контор предлагают получить справку вообще без какого-либо осмотра врачей. Достаточно позвонить, переслать скан паспорта продавцу и дождаться курьера с документом на ваше имя. Причем продавец справок уверяет, что она не липовая. Телефонный номер этой конторы в редакции есть. Впрочем, таких, не боящихся жесткого наказания за нарушение закона, в стране не один десяток. Отчасти и из-за этого президент потребовал в кратчайшие сроки проработать с экспертами внесение изменений в закон «Об оружии».