Погода не помешала авиации принять участие в Параде Победы
До последнего в воздухе висел вопрос — увидим ли над Красной площадью самолеты и вертолеты. В Москве накануне лило, да так, что побит рекорд по осадкам для 8 мая за последние 70 лет наблюдений. Наша боевая авиация всепогодная, но безопасность — приоритет. Особенно если речь о движении над мегаполисом, медленном и на предельно малых высотах, чтобы зрители успели рассмотреть. Все переживали, все получилось.
На аэродроме в подмосковном клину 6 градусов, пасмурно. Около 8 утра отсюда взлетел вертолет-разведчик и приземлился с хорошим прогнозом: метеоусловия воздушной части парада не помешают. Наша съемочная группа будет на борту Ми-26 во главе колонны.
Впервые не один, а сразу три Ми-26 в авангарде, вертолеты отрываются от земли синхронно.
Сразу после взлета машины встают в строй, каким его увидят с Красной площади. А изнутри можно оценить габариты Ми-26. Здесь поместятся как минимум 82 десантника с оружием и снаряжением. Винтокрылому тяжеловесу до сих пор в мире нет равных по грузоподъемности.
В воздухе болтает, сильный боковой ветер, но за штурвалом асы. Время в пути — 32 минуты 30 секунд. Маршрут поделен на контрольные точки — их вертолеты должны пролететь секунда в секунду с установленным планом. Финальный отрезок начинается с Садового кольца.
И сейчас уникальная возможность показать, как Красную площадь видят летчики. Мы пролетаем над ней на высоте всего 150 метров. Но лишь несколько секунд — и площадь будет позади. Несмотря на то, что пасмурно, все хорошо видно, обзор отличный.
Так мощно выглядит поддержка с воздуха. Пятерка Ми-восьмых. Ударные «Аллигаторы» К-52, летающие танки и пилотажная группа «Беркутов» на Ми-28Н — эти машины прозвали ночными охотниками за способность уничтожать противника в любое время суток, в любых метеоусловиях. 23 вертолета, а следом — 53 самолета ювелирно выдерживают дистанцию.
«Белые лебеди» Ту-160 и «Медведи» Ту-95 сегодня раньше всех с ревом оторвались от полосы в Энгельсе. Это самый дальний от Москвы аэродром, который отправил на парад авиацию. Из Липецка стартовали сушки.
В парадные группы они выстраиваются ближе к Твери и в этот момент все еще не знают, пролетят над Красной площадью или развернутся. Координируют полет 40 пунктов управления, один из них прямо на Спасской башне Кремля. Офицеры ВКС — они на связи со всеми экипажами — наконец дают добро.
«Шла очень напряженная работа по анализу, прогнозу со вчерашнего дня, была интрига на самом деле, она сохранялась, потому что все думали, что из-за облачности эта часть не состоится, но этот прогноз у скептиков не оправдался, летчики подготовлены», — отметил командующий Дальней авиацией Сергей Кобылаш.
И вот уже самолеты крылом к крылу пролетают над Красной прямо под свинцовыми тучами, снижаясь на максимально безопасную высоту. Су-57 пятого поколения. Тяжелые МиГи, оснащенные ракетным комплексом «Кинжал». А это — новый элемент парада: стратегический ракетоносец Ту-160, рекордсмен по дальности непрерывных полетов, самый мощный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет, способный менять геометрию крыла, идет в сопровождении звена Су-35.
В небе над Москвой появляется липецкое тактическое крыло из бомбардировщиков и истребителей. В военных условиях у такого строя задача — обмануть ПВО, радары принимают его за одну цель. И следом — кубинский бриллиант, грани которого очерчены, как по линейке.
Филигранная точность — расстояние между самолетами всего два метра. Вот так это выглядело из самого центра ромба. Благодаря камерам Первого канала, установленным на фюзеляжах, крыльях, в кабинах — парад предстает с уникальных ракурсов. Фигура подвластна летчикам не просто высшего класса, а маэстро авиации. Таковы «Русские витязи» и «Стрижи». На аэродроме в Кубинке их встречают с караваем.
«Настроение великолепное, День Победы как-никак. Пролетели на отлично. Погода не помешала. У нас летчики ко всему готовы», — отмечает летчик Владимир Суханкин.
По традиции занавес дают шесть штурмовиков, расцвечивая серое московское небо в триколор.
Синхронно воздушные парады сегодня прошли и в других российских городах. Над Дворцовой площадью в Санкт-Петербурге пронеслись транспортники и многоцелевые сверхманевренные истребители. А на небо над Нижним Новгородом можно было смотреть, только затаив дыхание — асы показали фигуры высшего пилотажа.
И уже на пути обратно, на аэродромы базирования, самолеты встречает солнце — они словно своей мощью просто разогнали тучи. Низкая облачность — штатная ситуация, говорит командир Ту-160 Михаил Мишин. В параде он участвовал впервые. И сразу — в одной из самых сложных операций в небе — его «лебедя» заправлял Ил-78.
«Мы снижаемся на несколько меньшую высоту, под нижний край облачности и просто выполняем полет. Разница состоит в том, что на более низких высотах просто топлива тратится чуть больше, но нам сделали запас, с этим проблем не возникло», — рассказывает командир экипажа Ту-160 Михаил Мишин.
«Хочется всех поздравить с Днем Победы, пожелать чистого мирного неба над головой, крепкого здоровья! Полет прошел очень напряженно, но мы справились все на оценку «хорошо» и «отлично», надеюсь, все довольны! Можно сказать полтора месяца тренировок. Самое сложное было в такую погоду — не отстать, не испортить боевой порядок, чтобы все было красиво», — отмечает летчик Антон Грицаенко.
Антон Грицаенко после дебютного полета еще долго не отходит от своей Сушки. Многие летчики сегодня брали на борт портреты своих родных — ветеранов войны.
«Дедушка прошел всю войну с 1941 по 1945 год, начинал со Смоленска, дальше до Венгрии, Румынии, закончил свой путь уже в Вене. Можно сказать, что дедушка у меня участвует каждый год в воздушном параде», — говорит командир эскадрильи, подполковник Владислав Шаронов.
«Дошел до Берлина, Рейхстаг не брал, но прошел всю войну. Второй был сапером, один из его подвигов был — он один разминировал за ночь 311 мин», — рассказывает штурман Ми-26 Александр Максимов.
С Александром Максимовым мы летели вместе на Ми-26. А командир экипажа нашего вертолета на земле признается: сил хватит только на короткий комментарий.
- Сильно устали?
- Да!
- С чем сравнимо?
- Ну, километров на 10 пробежаться надо.
А на аэродроме встречают родные, вместе с которыми летчики, наконец, уже в записи сами увидят, насколько грандиозно выполнили сегодня свою задачу. Авиация получила высокую оценку от командования ВКС.