В Новосибирской области более десяти лет девушка восстанавливает списанный самолет Ту-104
Больше десяти лет упорного труда ради легенды авиации. Жительница Новосибирска с группой единомышленников восстанавливает списанный Ту-104, первый советский реактивный пассажирский самолет. Сейчас лайнер, считавшийся в свое время чудом техники, украшает территорию авиационно-спортивного клуба в Бердске.
Прежде чем взяться за восстановление Ту-104 Мария Карманова проштудировала про него десяток книг и брошюр. Все-таки доктор физико-математических наук, предпочитает сначала тщательно изучить предмет: «Я встретила пилота на пенсии, который летал на Ту-104, он мне дал руководство по летной эксплуатации, поделился полезными контактами, в частности бортмеханика, у которого были книги с описанием систем самолетов, спецоборудования».
Затем определила, каких деталей не хватает. И начала реконструкцию по крупицам. Искала недостающее оборудование на аукционах, форумах, через знакомых. По словам Марии, на дорогостоящее увлечение уходила внушительная часть ее зарплаты ученого. Позже к ней присоединились и другие энтузиасты, стало полегче. За 12 лет общими усилиями практически в первозданный вид вернули кабину экипажа.
– Задача запустить все системы в самолете максимально. Чтобы показать людям, как этот самолет работал: работу штурмана, работу радиста, – говорит Руслан Бейноев.
Восстановили и часть салона: починили сиденья, перетянули их новой тканью. Здесь даже есть бортовой аварийный самописец, так называемый черный ящик. Точно такие устанавливали в Ту-104 в 70-х годах. Крышка достаточно тяжелая: килограммов 8-10. А вот здесь должна быть катушка и магнитная лента. Все это тоже обязательно будут приобретать.
Этот борт прослужил двадцать лет, прежде чем был списан в 1978. Вот кадры его последнего полета. Из Новосибирского аэропорта Толмачево «тушку» доставили на аэродром города Бердск, не далеко от областного центра, где базировалась юношеская планерная школа. Сергей Пискунов – один из тех мальчишек-курсантов, кому посчастливилось увидеть ту посадку: «Экипаж выходит, и такие они: "Летайте, ребята, летайте!". Почему так говорили, потому что вместе со списанием самолета весь экипаж уходил на пенсию».
Ту-104 — первый в мире гражданский реактивный самолет. Его начали выпускать в середине 50-х, на базе бомбардировщика. Это была одна из лучших машин своего времени. Геннадий Ичаловский летал на Ту-104 десять лет в качестве первого пилота: «Там, если он подлетает, диспетчер кричит: "Стрела, стрела на подходе!Понимаешь?».
Мечта Марии, чтобы и ее «стрела» тоже когда-нибудь поднялась в небо. А пока она продолжает делать то, что делала, искать недостающие детали и восстанавливать любимый Ту-104.