Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
2 марта 2021, 12:14

В Новосибирской области более десяти лет девушка восстанавливает списанный самолет Ту-104

Больше десяти лет упорного труда ради легенды авиации. Жительница Новосибирска с группой единомышленников восстанавливает списанный Ту-104, первый советский реактивный пассажирский самолет. Сейчас лайнер, считавшийся в свое время чудом техники, украшает территорию авиационно-спортивного клуба в Бердске. 

Прежде чем взяться за восстановление Ту-104 Мария Карманова проштудировала про него десяток книг и брошюр. Все-таки доктор физико-математических наук, предпочитает сначала тщательно изучить предмет: «Я встретила пилота на пенсии, который летал на Ту-104, он мне дал руководство по летной эксплуатации, поделился полезными контактами, в частности бортмеханика, у которого были книги с описанием систем самолетов, спецоборудования».

Затем определила, каких деталей не хватает. И начала реконструкцию по крупицам. Искала недостающее оборудование на аукционах, форумах, через знакомых. По словам Марии, на дорогостоящее увлечение уходила внушительная часть ее зарплаты ученого. Позже к ней присоединились и другие энтузиасты, стало полегче. За 12 лет общими усилиями практически в первозданный вид вернули кабину экипажа.

– Задача запустить все системы в самолете максимально. Чтобы показать людям, как этот самолет работал: работу штурмана, работу радиста, – говорит Руслан Бейноев.

Восстановили и часть салона: починили сиденья, перетянули их новой тканью. Здесь даже есть бортовой аварийный самописец, так называемый черный ящик. Точно такие устанавливали в Ту-104 в 70-х годах. Крышка достаточно тяжелая: килограммов 8-10. А вот здесь должна быть катушка и магнитная лента. Все это тоже обязательно будут приобретать.

Этот борт прослужил двадцать лет, прежде чем был списан в 1978. Вот кадры его последнего полета. Из Новосибирского аэропорта Толмачево «тушку» доставили на аэродром города Бердск, не далеко от областного центра, где базировалась юношеская планерная школа. Сергей Пискунов – один из тех мальчишек-курсантов, кому посчастливилось увидеть ту посадку: «Экипаж выходит, и такие они: "Летайте, ребята, летайте!". Почему так говорили, потому что вместе со списанием самолета весь экипаж уходил на пенсию».

Ту-104 — первый в мире гражданский реактивный самолет. Его начали выпускать в середине 50-х, на базе бомбардировщика. Это была одна из лучших машин своего времени. Геннадий Ичаловский летал на Ту-104 десять лет в качестве первого пилота: «Там, если он подлетает, диспетчер кричит: "Стрела, стрела на подходе!Понимаешь?».

Мечта Марии, чтобы и ее «стрела» тоже когда-нибудь поднялась в небо. А пока она продолжает делать то, что делала, искать недостающие детали и восстанавливать любимый Ту-104. 

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей