В Европе вспоминают бывшего президента Франции, знаменитого политика Валери Жискар Д’Эстена
Не стало Валери Жискар Д’Эстена, бывшего французского президента, который руководил страной с середины 70-х и за время правления сделал многое из того, что сейчас определяет облик современной Франции. Патриарх европейской политики, он внес весомый вклад в развитие диалога с Россией. Это отметил Владимир Путин, который направил в Париж телеграмму со словами соболезнования.
- У вас нет монополии на сердце, господин Миттеран!
Эти слова, сказанные в 1974 году, перед вторым туром президентских выборов, самая знаменитая цитата Валери Жискар Д’Эстена. Его соперник, Франсуа Миттеран, потом признался: она стоила мне поддержки 300 тысяч избирателей. Семь лет спустя Миттеран возьмет реванш. Но эти семь лет президентства Д’Эстена навсегда изменят Францию: появятся скоростные железные дороги, атомные электростанции и один из прекраснейших музеев мира — Д’Орсе. Он станет главным редактором Конституции Евросоюза, придумает «Большую семерку» и единую европейскую валюту.
«Он всегда останется в памяти, как президент: который оставил свой след в истории, изменил свое время», — говорит продавец Седрик.
«Это его знаменитое «до свидания», когда он уходил из Елисейского дворца. Самая короткая президентская речь», — вспоминает студент Матиас.
«Он был единственным президентом, который однажды завтракал с нами, мусорщиками. Да, он был очень человечным», — отмечает мусорщик Розан Сардонвиль.
Он был большим другом сначала СССР, потом России. Чаще всех французских лидеров Валери Жискар Д’Эстен бывал в нашей стране. По приглашению президента Путина приезжал на празднование 200-летия Бородинской битвы. В последний раз был в Москве в 2015 году. Открыто говорил, что санкции против России вредят Европе и мировой экономике. И никогда не ставил под сомнение принадлежность Крыма.
«Давайте обратимся к истории. Крым был завоеван Россией несколько веков назад. И он, по сути, никогда не был украинским. До того, как Крым завоевала Россия, он был под властью Турецкого государства, и затем, в XVIII веке, в основном под управлением князя Потемкина произошло завоевание Крыма, то есть в то время было некое противостояние между Россией и местным сувереном, и Украина даже не фигурировала в этом процессе», — рассказывал Валери Жискар Д’Эстен.
Это выступление Д’Эстена с трибуны МГУ транслировалось в 120 российских вузах. Но и на Западе он говорил то же самое.
- Вы одобряете то, что русские сделали в Крыму?
- О, да, конечно.
- Вы это одобряете??
- Пожалуйста, прошу вас, послушайте меня: Крым — это Россия.
Он прекрасно разбирался в истории и сам был частью ее. Участник Второй мировой войны и освобождения Парижа. В 30 лет — депутат. В 36 — министр финансов Де Голль говаривал: «Спросите у Жискара, у него память лучше». В 48 — уже президент.
Он открыл Елисейский дворец для публики и больше всех предшественников вместе взятых сделал для французских женщин: упростил процедуру развода, разрешил аборты. Он отменил цензуру в кино — французам на широком экране показали нашумевшую «Эммануэль».
Кстати, особые отношения с актрисой Сильви Кристель он никогда не скрывал. Пару лет назад его роман «Принцесса и президент», в героях которого угадывались принцесса Диана и он сам, наделал много шуму.
У его дома в 16 округе Парижа сегодня нет суеты. Семья бывшего президента отказалась от пышных государственных похорон. Сам он желал быть погребенным в саду своего родового поместья в Отоне, в самом сердце Франции.