Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
1 декабря 2020, 12:00

Ушла из жизни легендарный директор Пушкинского музея Ирина Антонова

Не стало Ирины Антоновой. Легенды. В мире искусства она была королевой. Всю жизнь посвятила Пушкинскому музею, сделала его таким, какой он есть сейчас. Именно благодаря ей обычный советский человек смог узнать, понять и прочувствовать западное искусство. Нескончаемая очередь на Джоконду, сокровища Египта. Полвека Ирина Антонова была директором Пушкинского, потом — почетным президентом. Ее любили, ею восхищались, про нее говорили: человек музейной ценности. Ирине Антоновой было 98 лет.

Итальянский, французский, английский — в совершенстве. Она не терпела, чтобы ее понимали двояко, и все переговоры с зарубежными партнерами вела на их родном языке. Когда готовила выставку Караваджо, достучалась до самого кардинала и все ради того, чтобы привезти эту картину, прежде никогда не покидавшую римской церквушки.

«Приезжали итальянцы, говорят: «Мы в первый раз ее видим вот так — визави, а не сбоку! Вот так вот, не заглядывая в капеллу!» — рассказывала Ирина Антонова.

Каждый день расписан по минутам: конференции, лекции, подготовки к выставкам. Она пропадала в глубинах этих бесконечных залов, привыкших к ее быстрым шагам с послевоенного 45-го. Больше полувека директор, а последние несколько лет — президент Пушкинского музея, где без нее не решался, кажется, ни один вопрос.

Женщина-легенда, женщина-безупречность во всем: в стиле — изысканный костюм, нитка жемчуга; в манерах — мягкий, но величественный тон, в делах — надежный и умный партнер. Она знакомила страну с западным миром через искусство. Показала советскому зрителю Ренуара, Моне, Матисса. И километровые очереди на Волхонке становились частью столичного пейзажа. Чтобы увидеть «Джоконду», люди чуть ли не ночевали у музея.

Произведения искусства для Ирины Антоновой всегда были не просто экспонатами. В каждом она чувствовала пульс времени, безошибочно определяя, какие картины могут соседствовать, а каким быть рядом противопоказано.

«Я плакала, как поставили по-новому в Египетском зале витрину, я просто плакала настоящими слезами. Они разрушили потрясающий ансамбль, это что-то страшное было. Я пришла и не могла успокоиться, и не могла спать ночью», — рассказывала Ирина Антонова.

За «железным занавесом» это казалось невозможным. Но еще в 50-е в Пушкинском показали Пикассо, а в 60-е — опального художника Александра Тышлера. За что Антоновой досталось лично от министра культуры Фурцевой.

«Екатерина Алексеевна встретила меня в колонном зале... Приперла меня буквально двумя руками к стене и сказала: «Что я слышу? Что у вас происходит в музее? Он — не член Союза художников, его не показывают нигде». На мое счастье, в это время подошел Иогансон, он был Президентом Академии художеств. «Катя! Он — хороший художник!» И она сказала дивную фразу: «Да? А мне говорили», — вспоминала Ирина Антонова.

В 1981-м она взялась за то, к чему другие музеи не решились подступиться. Потом уже выставку «Москва-Париж» назовут сенсацией. Шли не столько на французское искусство, сколько на своих, не выставлявшихся прежде — Кандинского, Шагала, Малевича.

Она привезла к нам Шанель и Диора. Придумала объединить живопись и музыку, и в Пушкинском зазвучали «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». Она умела удивлять, открывая заново уже известные имена, и показала зрителю скульптуры актрисы Джины Лолобриджиды, картины хореографа Владимира Васильева. В работе для нее не было мелочей. А излишнего внимания к себе не любила. Говорила: «Что я? Смотрите лучше по сторонам!»

«Я могу быть злой, понимаете, раздраженной, но не депрессивной! То есть, когда вот так вот... Почему, я не знаю, но, я действительно это чувство не испытывала!» — отмечала Ирина Антонова.

И не поверить в это невозможно! В ее душе всегда бурлили свежие идеи. Она многие годы жила мечтой о целом музейном городке, который однажды вырастет вокруг Пушкинского. И эта ее мечта постепенно претворяется в жизнь.

«Я сама ведь так не ожидала. Просто так получилось, что один муж, один музей, одно место работы. На всю жизнь. Возможно, это сэкономило какие-то внутренние силы — вот это однолюбство в широкой масштабе», — признавалась Ирина Антонова.

Насколько богат и распахнут для почитателей был мир ее музея, настолько же скромен и закрыт личный мир Ирины Антоновой. Она не впускала туда никого. Известно лишь, что в детстве обожала цирк, увлекалась плаванием и любила быструю езду — сама водила всю жизнь. Все свои чувства, переживания, свою боль и радость она несла сюда — в ее собственный королевский мир. И эти шедевры, тайны которых Ирина Антонова хранила столько десятилетий, будут хранить ее собственные тайны.

Читайте также: