Аналитическая программа «Однако» с Михаилом Леонтьевым
Однако, здравствуйте!
Триумфальное явление Турции в нашем Закавказье, естественно, связывают с эрдогановским неоосманизмом. О стремлении вернуть Турции былое имперское величие сам Эрдоган заявлял неоднократно. И последние успехи это вроде как подтверждают. Рискуем предположить, что ничего у него не получится.
«Реджеп Тайип Эрдоган считает, что Бог поручил ему вернуть исламу былое место в Турции и вернуть Турции, наследнице Османской империи былое место в мире», — цитирует Le Monde: турецкого политолога Дженгиза Чандара.
Сам Эрдоган говорит о «границах сердца» Турции, которые выходят далеко за пределы ее современных рубежей, охватывая некогда османские земли и города: «Для нас речь идет не о других мирах, а о частицах нашей души».
Ахмет Давутоглу, бывший премьер и один из основоположников неоосманиссткого курса: «Турция, государство-наследник Османской империи, не может сводить горизонт стратегической мысли к официальным границам».
Вроде как и не сводит. «Один народ — две страны», как любит повторять тот же Эрдоган. А если посмотреть шире, то стран уже не две, а гораздо больше.
Иранская Khorasan с тревогой обращает внимание на коридор, который должен соединить анклав Нахичевань с территорией Азербайджана. «Создание этого коридора работает на мечту Эрдогана о продвижении на Восток».
Еще в 2009 году в Нахичевани был создан Совет сотрудничества тюркоязычных государств — Тюркский совет, в который входят Турция, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан. Туркменистан как бы присматривается. Помимо Тюркского совета, инструментами «мягкой силы» на постсоветском пространстве являются многочисленные культурные организации, осуществляющие образовательные проекты, культурные мероприятия, строительство школ и мечетей в тюркоязычных государствах и российских регионах.
Чего мелочиться, один народ — шесть стран. Если еще добавить наших татар, то и семь. Только один нюанс: для того, чтобы это все работало, все они должны признать себя турками.
Культурная экспансия с опорой на мечеть — фирменный стиль современной Турции, и не только в постсоветском или тюркоязычном пространстве.
Вот так выглядит карта мечетей и культурных центров в Центральной Европе, спонсируемых турецким министерством по делам религий. При этом надо признать, что все эти усилия направлены в первую очередь на этнических турок. Смотрите на их густоту именно в Германии и Голландии.
На самом деле османизм Эрдогана никакой не османизм, потому что на этническом национализме, даже с тюркским расширением, никакие империи не строятся. И Великая Порта не строилась.
На заре Османской империи для турка достойными профессиями были только три: пастух, крестьянин и солдат. К последним приравнивались и чиновники. Целые отрасли городской экономики оставались в руках христианского и иудейского населения.
На пике «Блистательной Порты» при Сулеймане Великолепном ни один из его Великих визирей не был тюрком. Фаворит Ибрагим — грек Соколлу — Соколович — боснийский серб, кстати, восстановивший Сербский патриархат, Лутфий — албанец, Рустем — болгарин. Разумеется все принявшие ислам. Такая же картина среди чиновников более низкого ранга. И кстати, последний греческий район Стамбула — Бешекташ — окончательно исчез в 1974 году после греко-турецкой войны на Кипре.
Вот так. Что-то не прибавили прогресс и просвещение межэтнической терпимости. И здесь одно принципиальное отличие — Россия никогда не строилась на этническом национализме. Ни в имперское время. Ни тем более в советское. И именно поэтому мы можем быть миротворцами. И в Карабахе. И в Приднестровье. И в Сирии. А турки — нет.
Однако, до свидания.