Европейские страны ужесточают меры, введенные из-за распространения коронавируса
К концу недели количество стран, которые пошли на серьезные ограничения из-за коронавируса, увеличилось. Сейчас уже восемь стран на карантине. В Евросоюзе за неделю зарегистрировали больше 1 миллиона 100 тысяч новых инфицированных. Под колоссальной нагрузкой рушится система здравоохранения.
У министров не выдерживают нервы. Вынужденные экстренные меры практически повсеместно — комендантский час, карантин, чрезвычайное положение. Полный локдаун — новая французская действительность. В почти таких же условиях жили весной, но теперь атмосфера иная.
Фамилия, имя и поставить галочку — отметить причину, по которой вы выходите из дома в магазин, к доктору или по неотложному делу, например, в суд. И еще указать время и адрес. Это важно для контроля, потому что выходить можно только на час и не дальше, чем на километр. Это стандартное разрешение. Другое надо заполнить, если провожаете ребенка в школу. Есть еще бумага для тех, кому во время карантина разрешено работать. И заполнять это все придется всякий раз. В общем, выход из дома в ближайший месяц целая история!
Но выходить особо и некуда. Закрыты магазины, которые не торгуют товарами первой необходимости, не работают рестораны, парикмахерские и кинозалы. Театры и музеи тоже на замке. Лувр, например, ушел на каникулы аж до января.
«Мне 82, у нас карантин, мы не можем выходить из дома — нужно разрешение. Каждый раз эти бумажки бесполезные заполнять», — негодует местный житель Рене.
«Да нет, мы же теперь ученые. Будем дома сидеть. Ну или если работа есть. А я сегодня к доктору пошла. А так — нет, дома», — возражает женщина.
Меньше полугода прошло с предыдущего карантина и вот снова Франция на самоизоляции. Эффект дежавю. Только теперь никто не аплодирует из окон медикам, как это было весной. И атмосфера ощутимо напряженней.
Вот таким был Париж за пару часов до вступления в силу карантина — недовольные бегут, кричат, переворачивают мусорные баки. И Тулуза протестовала в это же время. Такая же картина в Бордо, Руане и Нанте и еще в нескольких городах. Стихийный протест, подогретый активистами из движения желтых жилетов, вывел на улицы сотни возмущенных. Начиная с сентября, власти постепенно закручивали гайки. Но еще на прошлой неделе президент Макрон уверял, что нового карантина не будет.
Когда ежедневный прирост инфицированных перевалил за 50 тысяч, власти были вынуждены объявить локдаун. Для владельца ресторана из Каркассона это все равно что приговор.
«Я пропал. Совсем пропал. Не знаю что делать. Я всю жизнь пахал. У меня пятеро детей. Мне теперь не подняться. Ни за что не подняться», — плачет мужчина.
В своем телеобращении президент Макрон оперировал страшными цифрами: если сложить руки, дожидаясь массового иммунитета, страна потеряет 400 тысяч человек.
«Если мы не остановим заразу сейчас, наши медики будут вынуждены выбирать кого спасать — попавшего в аварию или одного из двух пациентов с COVID-19. Это для нас неприемлемо», — заявил Эммануэль Макрон.
Парижане прощались с вольной жизнью массово и шумно. Рестораны были переполнены. Все, кто мог, уехали из города. Это было похоже на бегство. Пробки растянулись аж на 700 километров.
Уже сейчас говорят, что карантин может продержаться до Нового года. В Федерации французских госпиталей заявили, что пик эпидемии еще не наступил. На следующей неделе в больницах будет ад. Не исключают и 100 тысяч новых больных в сутки.
Влиятельная The Financial Times опубликовала статью о новом штамме COVID-19 Это одна из мутаций коронавируса, которой присвоили номер 20А.EU1.
«Обычно вирус изменяется каждые две недели. Это нормально. Когда он распространяется среди населения, он начинает мутировать. Эту разновидность мы впервые заметили в Испании. Он очень быстро разошелся по стране и оттуда по всей Европе. Это чисто европейский вирус. У нас нет данных, что этот же вирус присутствует, например, в России», — рассказывает вирусолог, профессор Университета в Цюрихе Таня Стадлер.
Мутировавший вирус, говорится в исследовании, появился у сельхозрабочих в Каталонии в июне. Европейцы, приехавшие в Испанию на отдых, развезли его потом по домам. Сейчас «новая испанка» — это 80% заболевших в Великобритании, 60% — в Ирландии, 40% — в Швейцарии и Франции.
Вторая волна коронавируса набирает мощь по всему континенту. Европейский комиссар по вопросам здравоохранения Стелла Кириакидис заявила, что в ЕС за минувшую неделю зарегистрировано больше одного миллиона ста тысяч новых инфицированных. В Италии уже не хватает тестов на всех. Эти кадры сняты в Турине — люди вынуждены занимать очередь на рассвете.
«Нам доктор сказал быть в 5 утра, иначе тестов не достанется», — поясняет мужчина.
«Я пришел в 3:45, потому что нужно сдать тест и провериться. Вот, ждем», — говорит другой ожидающий.
Бельгия оказалась на втором месте в мире после Перу по количеству смертей на 100 тысяч жителей. В Льеже, ставшем символом санитарной катастрофы, медиков обязывают выходить на работу даже при наличии положительного теста на COVID-19. Больничные отменены. Работать некому. Министр здравоохранения, посетивший местный госпиталь, на пресс-конференции чуть не плакал.
«Я в шоке. Столько страдания. И пациенты, и их близкие. И какая самоотверженность медиков. Очень тяжело», — говорит Франк Ванденбрук.
Больных из Бельгии перебрасывают в Германию. Еврокомиссия выделила средства на эти трансферты. Но и в Германии все плохо. С 2 ноября там вводится частичный карантин. Канцлер Ангела Меркель заявила, что если темпы распространения вируса не затормозить, немецкая система здравоохранения рухнет.
В Швейцарии сотни врачей вышли на демонстрацию. Их не устраивают ни условия работы, ни уровень зарплаты.
«Мы находимся в начале второй волны, которую правильней назвать цунами. У нас не хватает людей, и политикам пора бы начать реагировать», — говорит медсестра Глория Касто.
Австрия со вторника вводит режим самоизоляции. Комендантский час будет действовать с 8 вечера до 6 утра. Греция на месяц закрывает рестораны, музеи и спортзалы. Чехия продлила чрезвычайное положение еще на три недели. Великобритания с 5 ноября вводит общенациональный карантин.
«Ситуация развивается хуже, чем самый пессимистичный сценарий. Если мы ничего не будем предпринимать — можем получить по несколько тысяч смертей от последствий заражения коронавирусом в сутки», — заявил премьер-министр Великобритании Борис Джонсон.
В Италии новые ограничительные меры вызвали яростный протест. В Турине полицейских забросали коктейлями Молотова. В Милане пришлось применить слезоточивый газ, а в Риме — водяную пушку.
Итальянские власти всеми силами пытаются избежать нового карантина. В стране закрыты все культурные учреждения и спортивные залы. Рестораны работают только до 6. Малый бизнес несет колоссальные убытки. А число новых заражений растет.
Во Франции, по расчетам Минэкономики, месяц карантина будет стоить французской казне 20 миллиардов евро. Чтобы спасти хотя бы часть местной экономики, мэры нескольких городов пошли наперекор центру и разрешили открыть все торговые точки в городе.
«Надо защитить нашу торговлю. Это наши ценности, наша страна. Я не хочу завтра оказаться в стране, где мелкий бизнес исчез как класс», — говорит мэр г. Мальмора Лоран Дарту.
Это сложнее, чем оказаться между Сциллой и Харибдой: смертельным вирусом и тонущей экономикой. Бунт на корабле делает развитие событий непредсказуемым.