В ведущих российских лабораториях продолжаются масштабные исследования COVID-19
Мир живет с коронавирусом уже почти год: сообщения о нем появились в декабре, но первые случаи заражения, по некоторым данным, могли произойти как раз в прошлом октябре. Тогда никто еще не представлял себе, что за опасность грозит миру. Ну а что мы знаем о нем сейчас и насколько хорошо научились его лечить?
Гузель — кардиолог из Узбекистана. Лечила не только пациентов, но и себя и свою семью, результаты превзошли все ожидания. Быстрое выздоровление без тяжелых осложнений. Почти каждый день доктор Симон Мацкеплишвили на связи с коллегами из разных стран. Обсуждают новый протокол лечения COVID-19, разработанный специалистами клиники МГУ.
«Мы не стали гоняться за вирусом с молотком, мы сконцентрировались на лечении людей, подавлению воспаления, максимальное разжижение крови, лечение фиброза легких», — рассказывает замдиректора Медицинского научно-образовательного Центра МГУ им. Ломоносова, член-корреспондент РАН Симон Мацкеплишвили
Без антибиотиков и противовирусных препаратов, эффективность которых при COVID-19 до сих пор не доказана. В новый протокол лечения включили всего четыре препарата. Их применяли и раньше при подагре, болезнях легких и сердца. Но тщательно изучив механизм действия, сопоставив данные исследований, медики выяснили: против COVIDа есть мощное оружие, и это признали во всем мире.
«Мы получали огромное количество сообщений от наших коллег из других стран, которые заинтересовались нашим протоколом, и сейчас мы проводим уже совместные исследования с нашими коллегами из США Израиле Бахрейне, как раз для того, чтобы дальше продолжить этот путь и разработать более эффективные способы лечения», — рассказывает заместитель директора Медицинского научно-образовательного Центра МГУ им. Ломоносова, член-корреспондент РАН Симон Мацкеплишвили.
Масштабные исследования продолжаются в ведущих лабораториях страны. В НИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора в Москве изучают геном вируса, отслеживают малейшие изменения
«Вот видите тут буквы Г а тут раз буква Т — вот это замена, это может привести к тому, что у вируса белок построен по-другому, и значит этот штамм вируса ведет себя немножко иначе, чем другие», — поясняет научный сотрудник Центральный НИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора Андрей Самуилов.
Это влияет на распространение вируса или тяжесть течения заболевания. Пока данных о серьезных мутациях нет. А значит, переболев один раз, иммунитет останется надолго. Однако многое зависит и от генома человека. Недавние публикации зарубежных ученых показали.
«К коронавирусу появились мутации, которые могут влиять на связывание вируса с рецептором, у одних это связывание может происходить легче, у других, более затруднительно, предполагается, что это будет влиять и на сам процесс течения инфекции», — рассказывает профессор, доктор медицинских наук Центральный НИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора Наталия Пшеничная.
Теперь понятно, почему одни болеют, и порой очень тяжело, а к другим зараза вовсе не пристает. Возможно, в будущем это поможет найти универсальное лекарство от вируса. Но а пока расслабляться рано, несмотря на генетическую предрасположенность, развитие болезни зависит и от возраста, и от хронических заболеваний. При этом вирус провоцирует необычные последствия, возможно, пожизненные.
Порой реакция иммунной системы человека становится убийственной не только для коронавируса, но и для всего организма в целом. И даже после выздоровления, как показывают последние исследования, продолжает развивается сильнейшее воспаление.
Высокая температура, боль в животе, тахикардия могут появиться и после перенесенного коронавируса. И в зоне риска абсолютно все пациенты, независимо от степени тяжести.