В музее изобразительных искусств имени Пушкина начались знаменитые «Декабрьские вечера»
12 концертов, на которых можно не только насладиться классическими произведениями в окружении шедевров живописи, но и услышать, как звучали старинные музыкальные инструменты.
Наступили «Декабрьские вечера» — таинственное время, когда в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина вновь слышна музыка. Идея проводить такие вечера принадлежит выдающемуся пианисту Святославу Рихтеру и президенту Пушкинского музея Ирине Антоновой. И вот уже 39 лет в первый месяц зимы в Белом зале звучат произведения великих композиторов разных эпох.
В этом году нота особенная. Фестиваль приурочен к году музыки Великобритании и России. Зритель не только услышит английскую музыку, но и прогуляется по Лондону с Томасом Гейнсборо — британским живописцем XVIII века. Ведь декабрьские вечера, как и всегда, в окружении картин.
«Его живописные произведения чрезвычайно музыкальны. Это даже ощущается, когда человек подходит к ним, вот это ощущение звука, звука мира, который тебя окружает, очень явственное», — отмечает директор Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Марина Лошак.
Около ста произведений из 11 музеев Великобритании, частных коллекций, собраний Пушкинского музея и Государственного Эрмитажа. Многие работы никогда не покидали пределы своих галерей. Есть и уникальные работы, как живопись на стекле, — творческий эксперимент Томаса Гейнсборо.
«Очень хрупкие экспонаты, они почти не сохранились, только 10 таких пластин. Многие из наших коллег британских, которые привозили вещи сюда, они впервые увидели здесь, в нашей экспозиции, настолько их берегут», — рассказывает куратор выставки Анна Познанская.
Томас Гейнсборо работал в разных жанрах, больше живописи любил музыку. Здесь и портрет композитора Карла Фридриха Абеля — друга и учителя в игре на виоле да гамба. Этот струнный смычковый инструмент в XVIII веке полностью уступил место виолончели. Но декабрьские вечера тем и уникальны, что зритель услышит звучание такого редкого инструмента.
После долгого перерыва на фестивале выступит Евгений Кисин с сольной программой, посвященной Святославу Рихтеру. Сами музыканты говорят: это непередаваемое чувство — играть в окружении картин.
«Живопись смотрится совсем по-другому, когда вы слушаете музыку. А музыка звучит иначе, когда вы смотрите на картины. Я в восторге, что фестиваль это все объединил», — говорит дирижер Пол Гудвин.
И такой синтез изобразительных искусств и музыки точно согреет зрителя в декабрьские вечера.