В украинскую «Небесную сотню» включили самоубийц, жертв ДТП и бытовой драки
На Украине — скандал вокруг легенды о «Небесной сотне». На истории о погибших на Майдане делают карьеру политики, она приносит дивиденды на международной арене. Но выяснилось: в списке тех, кто якобы пал смертью храбрых, оказались случайные люди. Аллергия, суицид, ДТП — негеройские финалы жизненного пути. Но кто-то решил придать биографиям гораздо больше пафоса.
Об этих людях написаны стихи и песни, в их честь называют улицы, в каждом крупном городе Украины открыт мемориал «Небесной сотне». Но бывший министр юстиции Елена Лукаш решила сравнить патриотические некрологи и официальные уголовные дела по каждому герою Майдана.
«Яков Зайко умер от сердечного приступа в метро, герой Украины. Иван Городнюк умер от бронхопневмании. Максим Горошин также умер от пневмонии. Ципун Андрей найден мертвым на окраине Киева. Эти данные находятся в открытом доступе. Эти данные находятся у следствия», — говорит Елена Лукаш.
На официальном сайте «Небесной сотни» написано, что Яков Зайко умер от инфаркта в момент наступления «Беркута» на протестующих. Но в уголовном деле сказано, что сердечный приступ у пенсионера случился в метро. В некоторых некрологах точную причину смерти героев «Небесной сотни» избегают называть. Теперь понятно почему. Например, сказано, что Ольга Бура умерла от раны, полученной на Майдане. Но Елена Лукаш выяснила, что активистка работала на полевой кухне и порезала палец о банку. Это и есть та самая рана.
«Они сделали ее героем Украины! Человека, который умер от укола лидокаина, порезавшись консервной банкой! Герой Украины!» — возмущена Елена Лукаш.
По данным уголовного дела, смерть наступила от приступа аллергии на лидокаин. Есть в списке «Небесной сотни» и самоубийцы, есть те, что погибли не на Майдане, а в результате бытовой драки. Но самая сенсационная история — это гибель активиста Майдана Сергея Дидича.
По романтической версии, активист умер от осколка гранаты, который разорвал артерию. Но в материалах уголовного дела сказано, что его переехала машина. Этот момент даже попал на видео. Вот Сергей Дидич бежит, а вот его догоняет грузовик. Почему появилась версия о гранате? Да потому, что за рулем грузовика тоже был герой Майдана Леонид Бибик. Он оправдывается, что случайно наехал на человека. И тут важно понять, что он имеет в виду.
Леонид Бибик захватил автомобиль правоохранителей ради того, чтобы давить солдат «Беркута». То есть людей он давил как раз не случайно, случайно среди них оказался активист Дидич. Въезжать в толпу на грузовой машине — это известный способ, который используют террористы. Сколько солдат «Беркута» на полном ходу сбил активист Майдана, никто даже не считал.
Леониду Бибику ничего не было, он на свободе. Потому что всем активистам Майдана гарантирована амнистия. Но виноватых в гибели героя «Небесной сотни» все же назначили. Четыре года в СИЗО провел Виктор Шаповалов — руководитель той самой роты «Беркута», которую давил грузовик.
В списке «Небесной сотни» есть и те, кто умер далеко от Майдана, даже не в Киеве. Большинство смертей до сих пор загадочны. По данным расследования Елены Лукаш, от пуль погибли только 69 человек.
«Но по этим 69 вопросов гораздо больше, чем ответов. Почему я так говорю? Потому что 23 из них погибли от сквозных ранений. Это значит, что в их теле не осталось никаких следов, чтобы сказать, от какого оружия они погибли», — говорит Елена Лукаш.
Пять лет идет следствие, но никто не знает результатов. Вместо фактов украинскому обществу предложили ярлыки. С одной стороны, «Небесная сотня», с другой «Черная рота» — так назвали «Беркут». Украинские СМИ не любят вспоминать, что в те же трагические дни от огнестрельных ранений погибли и 15 сотрудников «Беркута», не считая тех, кого забили палками, подожгли живьем и закидали брусчаткой.
Вот уже 5,5 лет бывшему сотруднику «Беркута» Павлу Аброськину каждые два месяца продлевают заключение под стражей. Фактически он уже отсидел срок, хотя вина его не доказана.
«У нас были две баллистических экспертизы, одна противоречит другой. Ну, вот скажем так: у нас есть одна пуля, и на эту полю два потерпевших. То есть они так и не решили, как, кто его убил или откуда его убили?» — рассказывает сестра Павла Аброськина Евгения Аброськина.
По рассказу сестры бывшего спецназовца, расследование стоит на месте. В деле 17 тысяч страниц, 600 часов видеоматериалов. Но распутать невозможно. Ведь если нить ведет к героям Майдана, ее сразу обрубают. По этой же причине не расследуется дело тех, кто сжигал заживо людей в Одессе. Была надежда, что при новой власти виновных найдут и накажут. Но и сегодня в Одессе активисты, не пряча лиц, приходят на место трагедии, чтобы поджечь цветы, которые оставляют местные жители.
«Полностью стратегия этой власти совпадает с прошлой властью. Почему не будет расследования? Потому что есть два ключевых, мешающих этому процесса. Первый — это принятый закон об амнистии. Запретить расследование дел в отношении активистов Майдана. Второе, установить ответственность для тех, кто все же будет проводить это расследование. Третье, в двухнедельный срок уничтожить документы, связанные с преступлениями активистов Майдана. Так и написано», — отмечает юрист Андрей Портнов.
Владимир Зеленский шел в президенты с обещанием раскрыть дело об убийствах на Майдане. Сделать это невозможно, не разрушив культ героев. Но пока сам Зеленский делает все, чтобы его подкрепить. Недавно он встретился с родственниками героев «Небесной сотни», среди которых была и дочь Сергея Дидика, которого переехал майдановец.
«В месте, где мы сейчас находимся, обязательно появится Музей революции достоинства. И, конечно, нам нужны реальные результаты расследования дел Майдана», — сказал Владимир Зеленский.
Правду о Майдане еще не выяснили, но концепцию музея «Небесной сотни» уже одобрили. И вряд ли результаты расследования, если они появятся, будут расходиться с текстами в этой экспозиции.