На сцене Театра им. Вахтангова премьера — «Пер Гюнт» в постановке Юрия Бутусова
Премьера в Вахтанговском театре — бессмертный «Пер Гюнт» Ибсена в рамках фестиваля «Черешневый лес» в постановке Юрия Бутусова. Это его первая работа в должности главного режиссера театра. И сразу такая, что не оставила равнодушным никого. Поиски себя — так, как может видеть это современный человек, страсти и разочарования, любовь и ненависть, и все это силами всего нескольких актеров. Кстати, Пер Гюнта в спектакле два.
«Пер Гюнт» — глыба, с которой невозможно совладать, да и не нужно, говорят в театре. Но даже прикосновение к нему ударит словно током. Поиски себя, что рвут в клочья, свобода, что не может без границ. Социальный гротеск переплетается с любовной лирикой и поэзией природы. Фантастический мир разгоняет воображение и ударяет жестко о реализм. С противоречий в постановке Юрий Бутусова все только начинается.
«Нужна какая-то колоссальная сила воображения, чтобы это освоить и сделать из этого истории», — поясняет режиссер-постановщик Юрий Бутусов.
Повороты событий резкие, место действия — разные континенты и миры. К примеру, из волшебного леса, где правят тролли, Пер Гюнт оказывается в Сахаре, где прозаично промышляют грабители. Многослойность смыслов, философия накатывают, будто волны в шторм. Внутри героя — буря.
Как говорит режиссер, только безумец мог написать такую пьесу. Чтобы поставить ее, театру пришлось выйти за рамки театра. Актеры со сцены уходят за кулисы. Действие развивается здесь, это декорационный карман. Зритель его видит благодаря оператору и камере, которые снимают. Герои перебирают варианты, ищут ответы на вопросы. Поиск — болезненный.
Красный цвет вызовет отвращение, черная краска покажется липкой. Любят друг друга жадно, ненавидят честно, стреляют в сердце, а прощают все. Здесь и город влюбленных с демонический привкусом.
«Рассказ о человеке актуален всегда, очень много вопросов, которые важны сейчас в мире: вопросы самоидентификации. Это не сказочная история, это история очень глубокая, которая происходит с нами», — отмечает Юрий Бутусов.
Реальности параллельны. Плохой финал и хэппи-энд соседствуют. Право выбора остается за зрителем. Пер Гюнта тоже: два. Но все это об одном.
«Философию быть самим собой. Каждый может спросить: что значит быть самим собой, и точка», — говорит актер Павел Попов.
«Ты честен с самим собой, поступаешь по справедливости своей. Но может быть так выйдет, что ты... тролль и приносишь гигантское количество боли вокруг», — отмечает актер Сергей Волков.
Когда мать не прощает сына, невеста убивает возлюбленного, а грязь не смывается. В зеркалах, репликах, образах множатся повороты запутанного лабиринта. И время замедляет ход. Шанс не бежать, остановиться и услышать. Искать не выход, а себя.