Россия и Украина произвели взаимный обмен гражданами, задержанными в разные годы
Главное событие дня — Россия и Украина произвели взаимный обмен гражданами, которые были задержаны в разное время. Срочные сообщения на ленты информагентств стали приходить еще утром. Сначала со ссылкой на источники, потом появились официальные подтверждения.
Самолеты с освобожденными почти одновременно вылетели из Москвы и Киева. И уже приземлились. В Кремле приветствовали состоявшийся обмен. Как заявил пресс-секретарь Владимира Путина, рады, что россияне вернулись домой.
Сколько было предположений, фальстартов и заявлений, и вот, наконец, обмен состоялся, 35 на 35. В московском аэропорту «Внуково» приземляется самолет специального отряда «Россия» с теми, кого с этой минуты уже официально не называют удерживаемыми лицами — они свободны. Вот они все вместе на фотографии из «Твиттера» российского посольства в Киеве. Прямо перед вылетом.
По трапу спускается Кирилл Вышинский. До последнего не было известно, попал ли глава портала «РИА Новости Украина» в список на обмен. Год и три месяца в украинском СИЗО — тяжелое испытание, но не о здоровье сейчас думает Вышинский.
«Про здоровье я подумаю чуть попозже. Как говорила Скарлетт О`Хара: завтра. А сейчас я наполнен адреналином. Во мне все бурлит. Я честно скажу, что как за последнюю неделю, я никогда так не нервничал за предыдущий год с лишним. В тюрьме в какой-то момент все становится таким ровным. Дни превращаются в дни между заседаниями суда, все вокруг серое, одинаковое, эмоциональный фон вот такой. А в последнюю неделю мой эмоциональный фон такой: на высшую точку, потом опять, потом вот так. Звонят мне разные люди, поздравляют, разные эмоции», — рассказывает журналист.
Фамилии большинства освобожденных вряд ли что-то скажут широкой аудитории, но каждый из них, наконец, сможет вернуться домой и обнять близких — вот это и есть самое главное. В Кремле уже заявили: рады, что российские граждане вернулись домой.
А вот как радость звучит на дипломатическом языке в официальном заявлении МИД: «Рассматриваем согласованное взаимное освобождение лиц, удерживаемых на территории России и Украины, как позитивный сигнал, за которым должны последовать другие важные шаги по выводу из тупика нынешней ситуации в российско-украинских отношениях и реализации Минских соглашений».
Стоит ли говорить о том, насколько сложно шли переговоры об обмене. Татьяна Москалькова, принимавшая активное участие в судьбе теперь уже освобожденных, знает об этом все. Для уполномоченного по правам человека сегодня по-настоящему большой день.
«За этим днем огромный трехлетний труд большого количества народа. После того как состоялся разговор между президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным и Зеленским Владимиром Александровичем 11 июля, впервые мы почувствовали конструктив, и переговоры, взаимный диалог, наконец, стал получать четкие очертания», — сказала Татьяна Москалькова.
Еще более четкими эти очертания стали в минувший четверг, когда на форуме во Владивостоке Владимиру Путину задали вопрос о российско-украинском обмене.
«Мы финализируем наши переговоры по поводу обменов. Я думаю, что он будет достаточно крупным, масштабным. И это уже было бы хорошим шагом вперед в сторону нормализации. Я думаю, что в исторической перспективе это неизбежно, на мой взгляд, произойдет – будет полная нормализация отношений, потому что мы две части одного и того же народа, я об этом многократно говорил. А что касается ближайшей перспективы, это в значительной степени будет зависеть от действующего украинского руководства», — сказал Владимир Путин.
И вот спустя два дня действующий украинский президент встречает 35 украинцев в аэропорту «Борисполь» и тоже говорит о диалоге между странами.
«Я должен подтвердить, что я, президент Украины Владимир Зеленский, и президент России Владимир Путин сделали все, что обещали, не изменяя по ходу наши договоренности. Я думаю, что возвращение наших ребят вызывает радостное чувство у всех нас», — сказал Владимир Зеленский.
Тут стоит вспомнить о том, как встречали в Киеве Надежду Савченко и как быстро она из героя Украины превратилась во врага государства, сменив кресло в парламенте на тюремные нары. Но все это, впрочем, было при президенте Порошенко, которому очевидно, выгоднее было говорить повсюду о тех, кто томится в российских застенках, чем иметь с ними дело на родине. История с участниками провокации в Керченском проливе — еще один яркий пример.
Эксперты теперь надеются, что новый президент не станет продолжать традицию.
«Это большой аванс президенту Зеленскому в надежде на то, что у него хватит и сил, и желания постараться разблокировать двусторонний диалог и постараться установить мир на юго-востоке, прекратить гражданскую войну, закончить всю эту антироссийскую истерику, которая последние пять лет активно вбивается в мозг украинских граждан», — сказал политолог Алексей Мартынов.
Политологи пока осторожно, но все же констатируют факт: время, когда украинские власти брали заложников и устраивали опасные провокации ради узкоспециальных политических целей, вроде бы прошло. А значит, есть надежда вернуться к нормальным отношениям. Но что еще важнее — Украина, наконец, сможет сосредоточиться на своих внутренних проблемах, которые никак не решить, обвиняя во всем Москву.