В России заведено первое уголовное дело из-за массовой гибели пчел
В Орловской области Следственный комитет пытается разобраться, есть ли вина аграриев в том, что вымирают целые пасеки. Пчеловоды считают, что виной всему химикаты, которые распыляют фермеры. С подобной проблемой столкнулись в разных российских регионах.
Черные пятна почти у каждого улья. Это мертвые пчелы, которых еще не успели убрать. Мор, как называют это пасечники, начался месяц назад. У кого-то гибли сразу целые семьи.
Обычно середина июля – самая горячая пора для пчеловодов. Начинают качать мед. В этом году, пасечники боятся лишний раз беспокоить пчел и открывать ульи. Внутри они полупустые.
Больше 20 пострадавших пасечников только в трех селах на севере Саратовской области. А это больше 500 ульев. Ущерб, говорят, пока посчитать сложно. Меда этим летом у них точно не будет. А еще неизвестно, переживут ли оставшиеся пчелы зиму. Приходится подкармливать, чтобы набрались сил.
Местные связывают массовую гибель с обработкой полей. В этом году, говорят, их никто не предупреждал о распылении химикатов. А делали это буквально все фермеры в округе.
«Они преследуют своей химизацией повышение урожайности. Но мы-то играем в этом главную роль. До 80% процентов опыления зависит о пчёл. А они их уничтожают. Это катастрофа получается», – говорит пчеловод Владимир Спирин.
Экспертиза в лаборатории подтвердила гибель пчел от пестицидов. Кто конкретно виновен – сейчас разбирается полиция. Возмещать ущерб будут через суд. Туда, скорее всего, придется обращаться и башкирским пчеловодам. В самый разгар цветения на полях рапса ульи начали пустеть.
Позже обнаружили в посадках рядом с полями емкости из-под химикатов. Их, как и пчел, отправили на исследование. Похожая ситуация сейчас и в Сибири, и в Центральной России. Пчелы гибнут в Татарстане. Цифры растут чуть ли не каждый день.
В Ульяновской области власти уже заявили о компенсации всем пострадавшим. Там мор начался в июне. И тоже все подозрения на аграриев. По санитарным нормам об обработке полей фермеры должны предупреждать за несколько дней, проводить распыление пестицидов ночью в безветренную погоду. Фермеры, которых обвиняют в отравлении пчел, говорят, что стараются работать по правилам, но якобы, мало кто из пасечников реагирует на их предупреждения.
«Если бы даже мы позвонили по телефону, да все равно, никто бы из пчеловодов не подумал даже перевести куда-то улья. Фермеров тоже надо понимать, если в какой-то деревне стоит в палисаднике пять семей, то мы не можем обрабатывать поля свои? Пускай горчицу, пшеницу, лен съедят», – считает фермер Владимир Коноплянников.
При этом фермеры признаются, раньше процесс распыления пестицидов приезжали контролировать специалисты Россельхознадзора. Несколько лет назад их лишили этих полномочий. Сколько, когда и какую химию лить на поля – теперь целиком на совести аграриев.