Следственный комитет РФ изучает кадры пожара самолета в Шереметьево
Сейчас, конечно, многих интересует вопрос: что же могло произойти в небе и затем во время экстренной посадки в Шереметьево? О точных причинах ЧП говорить рано, до тех пор, пока не окончены все следственные действия.
Всю ночь в аэропорту работали сотрудники СК и авиационные эксперты. Сейчас они изучают, в том числе, и те самые кадры, снятые очевидцами.
Вылет по расписанию. Моросящий дождь, но погода летная. Спустя восемь минут после взлета вместо курса на Мурманск самолет идет на большой круг обратно в сторону Шереметьево. Судя по данным флайтрадара, на посадку с первого раза не заходит, делает еще один малый круг и спустя 28 минут после взлета приземляется. Почти на середину полосы с перелетом более чем километр. При посадке лайнер сильно ударяется дважды.
«Согласно видео, видно, что это скоростной козел. Ошибка на посадке. Причина повторного отделения после посадки так называемого козла, как правило, одна: несоразмерное взятие органов управления на себя. А там, может быть, и скорость большая. И метеоусловия», – комментирует Александр Урбанович, военный летчик в отставке.
Насколько критичной была ситуация в воздухе и что происходило на борту – теперь предстоит выяснить следователям. Командир экипажа принял решение идти на посадку, не вырабатывая топливо, то есть садиться с перегрузом: по некоторым данным, при допустимой посадочной массе в 41 тонну самолет весил 42 тонны. Был заправлен топливом до Мурманска.
«Самолет совершил такую жесткую посадку, он коснулся с большой, вероятно, вертикальной скоростью первоначально, и это послужило тому, что летчики пытались смягчить посадку самолета с большим посадочным весом. И во время второго приземления касания сложились, я так считаю, шасси, разрушены были крыльевые баки с топливом. И топливо во время движения самолета, в основном, лилось на хвост самолета», – говорит Сергей Кругликов, заслуженный пилот РФ.
О том, что вытекало топливо из баков, говорит огненный шлейф, отмечают эксперты. Самолет загорелся не в воздухе, подтверждают пассажиры.
«Пожар начался после второго удара самолета о землю, когда он садился», – вспоминает Дмитрий Хлебушкин, пассажир рейса Москва-Мурманск. Его посадочное место 10C. В начале, ближе к выходу. Дмитрий – один из тех, кому удалось спастись. Рассказывает о вспышке в воздухе. Одна из версий: в самолет попала молния. После чего произошел отказ электрооборудования. Была утеряна связь с диспетчером. Частично ее удалось восстановить, после чего экипаж запросил экстренную посадку. Опытные пилоты, комментируя попадание молнии в самолет, говорят слово «обычно».
«Обычно просто молния проходит по всему самолету, по всем законцовкам, статическим разрядникам стекает, и малый ущерб наносится. Но бывает случай, когда очень сильное попадание. Возможно, было повреждение и радиосвязи, и электронных приборов. Считаю, что с молнией это случай редкий, чтобы она повредила самолет», – комментирует Александр Романов, бывший пилот, специалист по безопасности полетов.
Отмечается, летчики опытные: у командира 6 000 часов налета, у второго пилота – тысяча. В катастрофе они выжили, их уже допросили следователи. На сайте компании «Гражданские самолеты Sukhoi» сообщили о неисправности на борту во время полета, без деталей, и о жесткой посадке. Лайнеру, подчеркивается, меньше двух лет: «Самолет с заводским номером 95135 произведен в августе 2017 года. Техническое обслуживание прошел в начале апреля 2019 года».
Межгосударственный авиационный комитет сформировал комиссию по расследованию причин ЧП в Шереметьево. Кроме того, оценку действиям пилотов и всего экипажа предстоит дать следователям.