В День космонавтики Владимир Путин ознакомился с новейшими разработками НПО «Энергомаш»
12 апреля — День космонавтики. Праздник, когда мы вспоминаем о выдающихся достижениях наших ученых, конструкторов, всех, кто обеспечивал и обеспечивает полеты в безвоздушное пространство, прежде всего пилотируемых кораблей. Как это было ровно 58 лет назад, когда первый в истории космонавт, наш соотечественник Юрий Гагарин на корабле «Восток» совершил один оборот вокруг Земли. Многие из нас мечтали стать космонавтом, чтобы увидеть нашу планету, ощутить себя в невесомости. Современные телевизионные технологии не позволяют пока ее ощутить, но хотя бы создают иллюзию.
Но — к самому празднику. В Москве он начался с возложения цветов к Кремлевской стене, где вместе с первым космонавтом похоронен выдающийся конструктор, создатель первой ракеты Сергей Павлович Королев. А с борта МКС россиян поздравили наши участники международной экспедиции: Олег Кононенко и Алексей Овчинин.
Владимир Путин 12 апреля посетил одно из ключевых предприятий космической отрасли НПО «Энергомаш», где собирают двигатели для многих ракет-носителей, причем не только российских. РД-180 — разработка середины 90-х — мощнейший жидкостной двигатель, не имеющий аналогов. Для американской космической программы — ракет «Атлас» — его производят наши специалисты.
В свободное от работы время — бег, футбол, шашки и шахматы. Времени хватает на все — работа в шаге от общежития.
«Не надо тратиться на проезд, это плюс; прошел 100 метров, и ты на работе, это еще один плюс», — говорит контрольный мастер ОТК Яна Лопухова.
Своим жильем контрольный мастер одного из цехов «Энергомаша» Яна Лопухова, обязана коллегам, которые 10 лет назад на встрече с Путиным в День космонавтики решали жилищный вопрос создателей самых мощных в мире ракетных двигателей. Свое тогда отстояли, Владимир Путин распорядился выделить деньги на стройку. Сегодня президент снова на «Энергомаше». На стапелях, как и прежде, непревзойденные машины.
Вот, собственно, и все — последние сварочные швы прокрашены, а это значит, что очередной РД-180 закончен и готов к отправке заказчику, который, как ни старался, так и не сумел сделать столь же мощный и надежный ракетный двигатель.
На счету российского двигателя 85 успешных запусков американской ракеты «Атлас 5». В 2014 году, когда отношения между Москвой и Вашингтоном охладели, власти США объявили конкурс на замену нашему РД-180. Но спустя пять лет результата нет.
«Они пытались воспроизвести один узел двигателя, это у них заняло несколько лет, и по прошествии этих лет они просто отказались от попыток дальше воспроизвести двигатель», — говорит главный сварщик НПО «Энергомаш» Алишер Аминов.
Вопреки санкциям американские ракетчики уже заказали двигатели для стартов в 2019 и 2020 годах, идут переговоры по закупкам и на 2021 год.
«Я вас поздравляю с праздником, с Днем космонавтики! Вас прежде всего, потому что вы своими руками все это делаете, делаете то, чем мы гордимся», — сказал Владимир Путин.
В цехе очередная премьера — РД-171МВ. Тяга — 800 тонн. В 2027 году новую российскую сверхтяжелую ракету, создаваемую для Лунной программы, будут разгонять шесть таких монстров суммарной тягой 4800 тонн.
«И еще плюс 400, потому что в серединке будет РД-180 стоять, вот такая тяга», — поясняет главный конструктор НПО «Энергомаш» Петр Левочкин.
Эти двигатели жгут керосин, на разработку водородного и метанового нужны инвестиции. Во всей нашей космической отрасли «Энергомаш» — самое прибыльное предприятие, и все же без поддержки государства даже оно бы не справилось.
«Возможна ли поддержка на уровне государства нашей талантливой молодежи в виде, например, учреждения специализированных грантов или выделения дотаций на приобретение собственного жилья?» — задал вопрос начальник научно-испытательного комплекса НПО «Энергомаш» Андрей Ушков.
«В этом году предусмотрено немало денег, 54 миллиарда рублей. Нужно просто вписаться в эту работу», — пояснил Владимир Путин.
«Шансы у нас есть?» — спросил Андрей Ушков.
«Есть, есть, — подтвердил президент. — Что касается жилья, есть такой способ, как кооперативы. На предприятиях. Это тоже связано с поддержкой государства. Наша основная компания, «Дом.РФ» так называемая, она ищет и выделяет государственную землю бесплатно под застройку. Совмещая это с субсидированием ипотеки, может получиться очень хороший инструмент. Я сейчас скажу вашему руководителю, пускай они посмотрят. И дам команду этой компании «Дом.РФ», чтобы они поискали и предложили какие-то варианты».
Деньги нужны и на внедрение цифры в российские двигатели, чтоб, например, как у Илона Маска минувшей ночью на мысе Канаверал.
«Конечно, смотрели, безусловно, большой успех коллег, и хоть они наши конкуренты, хочется поздравить их, особенно символично в День космонавтики», — говорит инженер-конструктор отдела летных испытаний Виктор Цыпелев.
«Работаем над этим. Это более выгодная, другая экономика. А за коллег можем только порадоваться», — отметил вице-премьер Юрий Борисов.
«Можем ли мы рассчитывать на государственную поддержку наших проектов в цифровой трансформации?» — спросил главу государства заместитель гендиректора НПО «Энергомаш» Денис Савенков.
«Сейчас мы только с коллегами обсуждали. В авиации цифровизация уже сделала больше шагов, чем, скажем, в двигателестроении, вообще в космической отрасли, как ни странно. У нас в национальной программе на этот сегмент предусмотрено финансирование где-то, по-моему, 54-55 миллиардов рублей до 2021 года. А на этот год 20 с лишним миллиардов. Правда, здесь мне коллеги подсказали, что вы почему-то не попали в это финансирование. Я не знаю, почему. Как планировали, одно из ключевых направлений у нас космос. Мы к этому обязательно вернемся. Сейчас я вернусь на работу, поговорю с коллегами из правительства, обязательно внесем коррективы, и вам поможем, поддержим обязательно, сто процентов!» — пообещал президент.
Конкретные суммы и сроки появилась и в проекте Национального космического центра, создать который распорядился президент в послании Федеральному собранию.
«Этот проект примерно будет стоить 25 миллиардов рублей, но рассчитываем, что в 2022 году уже контур появится. Мне представляется, что он может и должен стать центром такого мирового класса. И, конечно, для таких как вы, молодых специалистов, перспективных, мне кажется, что это будет очень интересно. И, я думаю, что мы можем создать до 20 тысяч новых высококлассных рабочих мест», — рассказал Владимир Путин.
Свой вопрос президенту сумела задать и контрольный мастер Яна Лопухова.
«Сегодня Химки разделены Ленинградским шоссе и Октябрьской железной дорогой. Сотрудникам нашего предприятия приходится тратить значительное количество времени на въезд и выезд из города. К сожалению, это является одной из причин оттока кадров, в том числе и технических специальностей», — сказала мастер.
Единственная пробка в Химках в середине рабочего дня. Дорога стоит каждый день и в любое время. Все машины пытаются выбраться на Ленинградку и в так называемые новые Химки. А в стороне старая часть города. «Энергомаш» прямо за домами. Проблема не решалась годами. Но теперь!
«В самое ближайшее время максимально быстро приступим уже к строительству этого дополнительного проезда, потому что люди действительно испытывают неудобства и прозябают в пробках», — пояснил губернатор Подмосковья Андрей Воробьев.
Поздравление президента всем, кто так или и иначе связан с космосом, вечером в Государственном Кремлевском дворце.
«Сегодня, чтобы быть в числе стран-лидеров, лидеров на Земле, нужно быть лидерами и в космосе. Поэтому глубоко убежден, освоение космического пространства — важнейшее направление нашего национального развития. Дорогие друзья, желаю вам всем, кто уже работает в космической отрасли, стремится связать с ней свою жизнь, молодым людям, конечно, прежде всего, которые мечтают о звездах и дальних полетах, больших успехов. И, конечно, обязательно быть первыми в любой работе, в достижении самых амбициозных целей», — сказал президент.