В Театре Наций состоялось необычное представление «Рассказов Шукшина»
Вся жизнь русской деревни в одном спектакле, который развивается вместе с актерами. В Театре Наций состоялось необычное представление «Рассказов Шукшина» — в нем приняли участие дети исполнителей, которые появились на свет с момента премьеры постановки. Она с успехом идет уже 10 лет и с каждым днем становится все актуальнее.
Вряд ли теперь нужно объяснять, что значит «спектакль живет». В этот вечер в подмогу актерам, то есть мамам и папам, те, кто появился на свет с тех пор, как ожили «Рассказы Шукшина».
«В этом спектакле очень важно, что появляются дети, что идет время. Старики уходят. Появляются дети. Идет жизнь. Течет река», — говорит заслуженная артистка РФ Юлия Пересильд.
Это течение для Театра Наций как «Чайка» для МХАТа — визитная карточка. Сквозь снег и стужу сюда спешат, чтобы увидеть, как девять человек своими руками выстраивают мир деревенских шукшинских чудаков.
10 рассказов. Тут и свадьба, и пол-литра, и сапожки, и тюрьма. И целая галерея характеров: бывалые старики и подкаблучники, работяги и сельские юродивые. Русского человека во всех отливах Евгений Миронов словно выпускает из себя.
«Когда я начал репетировать, я вдруг стал вспоминать глаза моего брата двоюродного, который в Саратове, который крановщик. Эти глаза, они мне помогли как бы вспомнить, вообще, откуда я сам родом. Я, например, из Татищева-5 Саратовской области», — рассказывает художественный руководитель Театра Наций, народный артист РФ Евгений Миронов.
Чтобы столичные артисты заглянули в глаза шукшинским судьбам, Театр Наций поехал в Сростки — родное село Василия Шукшина в Алтайском крае. Где он на печках-лавочках в калине красной подсматривал простого человека в соседях и друзьях.
«Мы живем в таком усложненном формате. Нужно додумывать что-то, донастраивать. А мы туда приехали, и там вдруг такая простота», — отмечает народная артистка России Чулпан Хаматова.
Так и придумалось оформление. Лавочка, где протекают деревенские дни, да портреты настоящих жителей села Сростки, которые со сцены смотрят на горожан. Эти фотографии и стали основным элементом декорации. Теплые, соседские лица — тут, правда, увеличенные, чересчур яркие, словно на рекламных плакатах. Еще один символ столкновения двух миров, двух времен. Огромный, вечно спешащий город и тихая, приземистая деревушка.
Об этом Шукшин писал 60 лет назад, а зритель узнает себя здесь и сейчас. Код, который открыл Шукшин, в Театре Наций хранят 10 лет. За это время уже и села опутало интернетом. Тем нужнее рассказы отца, говорит Мария Шукшина.
«Мы все маленькие, мы все такие, господи, никто и ничто в этой Вселенной, просто раздуваемся от какой-то такой гордости. Поэтому очень благодарна, что несут нам, зрителям, такое сокровище», — говорит заслуженная артистка России Мария Шукшина.
Сокровище, которое с каждым годом все дороже.