Каждый пятый литр молока на российских прилавках не соответствует норме
Совместную работу проделали несколько проверяющих организаций и активисты-общественники. Итоги, возможно, заставят кого-то внимательнее присмотреться к содержимому своего холодильника. Каждый пятый литр молока, по данным экспертов, ненастоящий. Сливки, творог, кефир продолжат этот ряд.
В магазин за уликами. Следы преступлений тут же, на полках, пачками. Предприятия по указанному на этикетке адреса нет, а значит, молоко непонятно откуда. Одно это противозаконно, не говоря уже о качестве. Люди в черном — специалисты по защите прав потребителей. Уверяют: молочные продукты подделывают так же легко, как этикетки.
«Жулики не стоят на месте. К большому сожалению, кроме тропических масел, стали массово использовать говяжий, свиной жир. Это канцероген», — говорит координатор федерального проекта «За честные продукты» Александр Прошко.
Александра не знает, что подмешали в купленный ею в магазине кефир, но вся семья отравилась. Дочке досталось больше всех — рвота, ломота, слабость.
«Я специально посмотрела срок годности, он был того же дня, когда мы купили», — рассказывает она.
Срок годности, как показывает проверка цеха детского питания, не гарантия. Завтрашнее молоко, как оказалось, и не молоко вовсе. В чанах — вода. В углах — мешки сухого молочного концентрата и других, одним химикам известных порошков. Рядом от руки — рецепт продукта, который отсюда попадал прямиком в Астраханские детские сады.
20% молока на российских прилавках быть там не должно, показала масштабная проверка Роскачества, Россельхоза и Роспотребнадзора. Нарушения разные: от неправильной маркировки до подмены ингредиентов. А отменным качеством из 90 протестированных брендов может похвастаться лишь 21.
Не молоком единым. Все мы любим и сметану, и кефир, и сливочное масло. Этим молочным продуктам журналисты решили устроить, пусть не всероссийскую, но все же проверку. Купили все в обычном сетевом магазине и привезли в лабораторию Россельхознадзора.
«Пять из шести не соответствуют техническим регламентам Таможенного союза. Было выявлено наличие фальсификации, то есть молочные жиры были заменены жирами растительного происхождения. Были выявлены бактерии группы кишечной палочки, а также были обнаружены консерванты», — рассказала руководитель Московской испытательной лаборатории Россельхознадзора Оксана Другова.
С такими результатами либо в суд, либо в Роспотребнадзор.
«Обращение в Роспотребнадзор малоэффективное. Данные организации не особо реагируют на обращение такого рода», — говорит юрист комитета по защите прав потребителей г. Саратова Наталья Алимова.
И таких случаев на практике Саратовского комитета по защите прав потребителей десятки, признается юрист. Поэтому с делом Елены Логвиновой они обратились сразу в суд. Экспертиза подтвердила: фальсификат. Роспотребнадзор по закону должен снять его с продажи. Но такое случается редко, рассказывает юрист. И в этот раз даже писать туда не стали.
«Роспотребнадзор не осуществляет уже контроль по данному обращению, а почему-то запрашивает у производителя документацию, подтверждающую качество товара», — говорит юрист комитета по защите прав потребителей г. Саратова Наталья Алимова.
Надо ли говорить, что редкий производитель свидетельствует против себя. Роспотребнадзор между тем рапортует: все под контролем, с начала года проверили больше 200 тысяч проб молочной продукции.
«По показателям фальсификации не соответствовало требованиям 4,5% проанализированных проб. Выносится постановление об утилизации и уничтожении продукции», — сообщил заместитель начальника управления санитарного надзора Роспотребнадзора Андрей Гуськов.
Но поддельное молоко и ныне там, на наших прилавках. Останавливать ее нужно на входе в магазин, уверенны общественники. Сейчас торговцам такая продукция выгодна: наценка пятикратная, а если попался — штраф 300 тысяч де-факто ложится на производителя. Так по контракту. Другое дело, если бы магазин реально отвечал за то, что продает.
«Если ты продал одну пачку масла, ты должен заплатить штраф в 30, 40, 50 миллионов рублей. В этом случае мы с вами увидим, как буквально за 1-2 дня полки магазинов изменятся», — уверен координатор федерального проекта «За честные продукты» Александр Прошко.
И тогда заходя в продуктовый, не нужно будет вспоминать таблицу Менделеева или применять дедукцию, выбирая продукты. Можно просто покупать.