Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
26 мая 2018, 21:22

Во Флоренции открылась выставка, посвященная творчеству Андрея Тарковского

Выставка советского авангарда середины 20 века, посвященная творчеству Андрея Тарковского, открывается во Флоренции. В город, где великий кинорежиссер провел в эмиграции последние годы жизни, привезли полотна, которые на родине раньше вообще не считались искусством. Теперь ими восхищается весь мир.

С первого же шага сюда у зрителей кружится голова, потому что выставка сама по себе переворачивает все представления о советском искусстве. И такого технологичного путешествия на Солярис в городе Данте и Микеланджело уж точно никто не ожидал. Картины художников, которых в советское время не признавали, ломали им судьбы, изводили за «неправильный» взгляд на мир, собрали и погрузили на большой космический лайнер. И корабль плывет, словно воплощая то чудо, которым каждая из этих работ вообще дошла до зрителей.

Роскошное флорентийское палаццо эпохи барокко – бывшее здание суда превратили в космическую станцию, полную шедевров советского андеграунда. Все в точности как в «Солярисе» Тарковского. Чиновники Госкино обвиняли его в том, что он снимает непонятное кино. И в этом великий режиссер, по сути, разделил судьбы авторов любого из этих полотен.

«Это считалось недопустимым, эти работы снимались с выставок, приходили какие-то комиссии, начинали какую-то галиматью пороть, что это вообще не искусство. Аргументов не было, просто снять и все», – рассказал художник Франциско Инфанте-Арана.

Сын испанского политэмигранта, большой русский художник Франциско Инфанте говорит, что мог нарисовать Ленина по заказу с закрытыми глазами. Но выбрал творческую свободу и писал космическое будущее человечества, энергию вселенной. С горечью говорит о коллегах-художниках. Петр Беленок, наблюдавший мир из космоса, рано умер. А Владимир Яковлев работал, уткнувшись лицом в свои рисунки, и со стороны казалось, что он плачет.

«Очень близко подносил бумагу к глазам, потому что он плохо видел, и вот так вот рисовал, писал. Это все было спонтанно. Жизненность его работ, она такая минорная вся, потому что он часто лежал в больницах», – добавил художник.

Анатолия Зверева называют русским Матиссом и Пикассо. Многие его картины чудом уцелели в пожаре, и опаленная кромка словно сожженная душа художника.

«Это настолько произвело сильное впечатление на зрителей, что нас даже спрашивали: а вы специально их обожгли? Потому что очень сильный эффект, это добавляет трагизма что ли этим работам», – отметила продюсер проекта «Новый полет на Солярис» Наталья Опалева.

Большой поклонник художника Дмитрия Плавинского – сын великого режиссера Франко Дзеффирелли. Именно он помог выставить эти работы здесь, на родине эпохи Возрождения.

«Современность и классика! Классика и современность! Я просто обожаю оба эти шедевра! Это очень современная техника и несет в себе великое наследие! А это очень важно!», – сказал Пиппо Дзеффирелли.

На стенах древней Флоренции на века выбиты имена наших соотечественников. Русские горнопромышленники Демидовы оплатили фасад главного городского собора. Достоевский здесь писал роман «Идиот». И даже Чайковский «питал здесь свои бессмертные гармонии».

На одной из узких улочек Флоренции уже много лет висит памятная плита: «Андрей Тарковский. Величайший режиссер интеллектуального кино в изгнании провел здесь последние годы своей жизни». В этом доме русский гений смонтировал свои последние фильмы. А в дневнике записал «Флоренция – это город, возвращающий надежду».

Интересно, что еще за два дня до открытия, видимо, уж очень не терпелось, на выставку пришел влюбленный в искусство мэр Флоренции.

«Русская культура очень близка мне лично. Учась в консерватории, я играл концерт Чайковского для скрипки с оркестром. И эта музыка меня поразила! Также вот и люди, которые придут сюда, я уверен, станут гражданами мира!», – подчеркнул мэр Флоренции Дарио Нарделла.

«Новый полет на Солярис» продлится до конца июля. Все это время в знойной Флоренции толпы туристов. И космическая прохлада внутренней свободы русских творцов как нельзя кстати. 

Читайте также: