Во Флоренции открылась выставка, посвященная творчеству Андрея Тарковского
Выставка советского авангарда середины 20 века, посвященная творчеству Андрея Тарковского, открывается во Флоренции. В город, где великий кинорежиссер провел в эмиграции последние годы жизни, привезли полотна, которые на родине раньше вообще не считались искусством. Теперь ими восхищается весь мир.
С первого же шага сюда у зрителей кружится голова, потому что выставка сама по себе переворачивает все представления о советском искусстве. И такого технологичного путешествия на Солярис в городе Данте и Микеланджело уж точно никто не ожидал. Картины художников, которых в советское время не признавали, ломали им судьбы, изводили за «неправильный» взгляд на мир, собрали и погрузили на большой космический лайнер. И корабль плывет, словно воплощая то чудо, которым каждая из этих работ вообще дошла до зрителей.
Роскошное флорентийское палаццо эпохи барокко – бывшее здание суда превратили в космическую станцию, полную шедевров советского андеграунда. Все в точности как в «Солярисе» Тарковского. Чиновники Госкино обвиняли его в том, что он снимает непонятное кино. И в этом великий режиссер, по сути, разделил судьбы авторов любого из этих полотен.
«Это считалось недопустимым, эти работы снимались с выставок, приходили какие-то комиссии, начинали какую-то галиматью пороть, что это вообще не искусство. Аргументов не было, просто снять и все», – рассказал художник Франциско Инфанте-Арана.
Сын испанского политэмигранта, большой русский художник Франциско Инфанте говорит, что мог нарисовать Ленина по заказу с закрытыми глазами. Но выбрал творческую свободу и писал космическое будущее человечества, энергию вселенной. С горечью говорит о коллегах-художниках. Петр Беленок, наблюдавший мир из космоса, рано умер. А Владимир Яковлев работал, уткнувшись лицом в свои рисунки, и со стороны казалось, что он плачет.
«Очень близко подносил бумагу к глазам, потому что он плохо видел, и вот так вот рисовал, писал. Это все было спонтанно. Жизненность его работ, она такая минорная вся, потому что он часто лежал в больницах», – добавил художник.
Анатолия Зверева называют русским Матиссом и Пикассо. Многие его картины чудом уцелели в пожаре, и опаленная кромка словно сожженная душа художника.
«Это настолько произвело сильное впечатление на зрителей, что нас даже спрашивали: а вы специально их обожгли? Потому что очень сильный эффект, это добавляет трагизма что ли этим работам», – отметила продюсер проекта «Новый полет на Солярис» Наталья Опалева.
Большой поклонник художника Дмитрия Плавинского – сын великого режиссера Франко Дзеффирелли. Именно он помог выставить эти работы здесь, на родине эпохи Возрождения.
«Современность и классика! Классика и современность! Я просто обожаю оба эти шедевра! Это очень современная техника и несет в себе великое наследие! А это очень важно!», – сказал Пиппо Дзеффирелли.
На стенах древней Флоренции на века выбиты имена наших соотечественников. Русские горнопромышленники Демидовы оплатили фасад главного городского собора. Достоевский здесь писал роман «Идиот». И даже Чайковский «питал здесь свои бессмертные гармонии».
На одной из узких улочек Флоренции уже много лет висит памятная плита: «Андрей Тарковский. Величайший режиссер интеллектуального кино в изгнании провел здесь последние годы своей жизни». В этом доме русский гений смонтировал свои последние фильмы. А в дневнике записал «Флоренция – это город, возвращающий надежду».
Интересно, что еще за два дня до открытия, видимо, уж очень не терпелось, на выставку пришел влюбленный в искусство мэр Флоренции.
«Русская культура очень близка мне лично. Учась в консерватории, я играл концерт Чайковского для скрипки с оркестром. И эта музыка меня поразила! Также вот и люди, которые придут сюда, я уверен, станут гражданами мира!», – подчеркнул мэр Флоренции Дарио Нарделла.
«Новый полет на Солярис» продлится до конца июля. Все это время в знойной Флоренции толпы туристов. И космическая прохлада внутренней свободы русских творцов как нельзя кстати.