В путешествие отправился энергоблок плавучей АЭС «Академик Ломоносов»
В путь отправился энергоблок плавучей атомной электростанции. За скучным, казалось бы, энциклопедическим описанием скрывается неимоверная мощь.
Не вдаваясь в сухие цифры, один такой блок может легко обеспечить теплом, светом, и даже пресной водой город с население больше 100 тысяч человек. Для сравнения, на Чукотке, у берегов которой в итоге станция и пришвартуется, всего 50 тысяч жителей.
Огромное сооружение длиной 144 метра, это как полтора футбольных поля, 30 метров в высоту, примерно как стандартная девятиэтажка. Ближайшие дней 20 энгергоблок будут буксировать вокруг Скандинавии, в Мурманск, где пройдет второй этап подготовки. А конечный пункт назначения — Певек.
Так первый в истории плавучий атомный энергоблок провожали в путь длиною больше года — от Петербурга до далекого чукотского Певека. С родного причала взволнованные рабочие Балтийского завода почти два часа напряженно следили за тем, как их «Академик», окруженный транспортными буксирами, медленно отходит.
Со скоростью всего пять узлов, это около девяти километров в час, первая в мире плавучая атомная теплоэлектростанция покидает Петербург. Все 50 километров пути по Неве и Финскому заливу станцию провожать будут речные буксиры. Поздно вечером их сменят более габаритные морские буксиры. «Академик Ломоносов» выйдет в воды Балтийского моря.
Впереди больше двух тысяч морских миль. К новому порту буксирный караван пройдет через четыре моря. Вдоль берегов Эстонии, Дании, Финляндии, Швеции и Норвегии станция пройдет абсолютно пустой. Ядерное топливо загружать решено уже в Мурманске, лишь после станция продолжит путь на Чукотку. Соседние страны могут быть спокойны — ядерной угрозы их безопасности нет.
Заместитель генерального директора концерна «Росэгергоатом», руководитель проекта по сооружению и эксплуатации плавучих атомных теплоэлектростанции
Это связано прежде всего с тем, что это первый энергоблок — вообще первый в мире, — и международных правил по транспортировке подобных объектов сегодня просто не существует. Сегодня транспортировка этого судна без ядерного топлива, это, на мой взгляд, наиболее правильное решение, во-первых, с точки зрения безопасности, и с точки зрения вообще добрососедского отношения с этими странами.
Проект, который уже вошел в мировую историю, «Росатом» вынашивал давно. Почти девять лет на Балтийском заводе в Петербурге кропотливо строили то, что до них еще никто не делал. Хотя пытались во многих странах. Китай собирался построить такие же плавучие станции лишь после 2020 года. Россия сделала раньше. И первенство в проектах энергоразвития страна уступать не собирается и дальше, о чем президенту еще в феврале доложил глава «Росатома».
Генеральный директор госкорпорации «Росатом»
Очень важно также отметить, что не только такие мощные станции, но и целый ряд источников небольшой и средней мощности находятся в разработке в госкорпорации. В этом году наш «первенец» — плавучая атомная станция «Академик Ломоносов» — начнет свою работу; мы планируем произвести физпуск. Все эти наработки, Владимир Владимирович, в нашей энергетической, что ли, атомной повестке дня позволяют нам сохранять международное лидерство. Несмотря на жесточайшую конкуренцию, мы строим сегодня за рубежом больше блоков, чем все остальные страны вместе взятые.
Еще на этапе строительства на Балтийском заводе регулярно встречали потенциальных покупателей из стран арабского мира и Индонезии. Такие плавучие теплоэлектростанции могут работать ведь и на опреснение воды. До 240 тысяч кубометров пресной воды в сутки. Но самый первый в мире плавучий энергоблок не для продажи за границу — станция станет источником тепла и электроэнергии для тысяч жителей Чукотки. Ее строили специально для самого северного города страны Певека. На землях вечной мерзлоты «Академик Ломоносов» заменит небольшую по мощности Билибинскую АЭС. Срок ее эксплуатации истекает через несколько лет.
Заместитель генерального директора концерна «Росэгергоатом», руководитель проекта по сооружению и эксплуатации плавучей атомной теплоэлектростанции
Север, вообще, весь Север, он достаточно чувствителен к деятельности человека. Так вот, плавучий энергоблок хорош тем, что он пришел, свой срок отработал, и ушел. При этом он на окружающую среду не воздействует негативно, и после себя ни радиоактивных отходов, ни загрязнения, ничего подобного негативного не оставляет.
Длиной в почти полтора футбольных поля, высотой с десятиэтажный дом, мобильную станцию снабдили двумя ядерными реакторами той же серии, что уже давно успешно используют на российских подводных лодках и ледоколах. Энергетической мощности, как говорят эксперты, хватит на город с населением в 100 тысяч жителей. И это даже в два раза больше, чем сегодня живет на всей Чукотке.
Ожидается, что в порт Мурманска «Академик Ломоносов» зайдет через 18-20 дней. Там на берегу его уже будет ждать экипаж, чтобы сразу приступить к пусковым испытаниям. Летом следующего года плавучая атомная теплоэлектростанция отправится дальше на Чукотку.