Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
27 февраля 2018, 21:14

Сверхмощный ледокол «Лидер» построят в России, чтобы ближе стали природные богатства Арктики


Кирилл Клейменов

О том, какой собираются построить в России сверхмощный атомный ледокол. Называться будет — «Лидер». Детали проекта Владимиру Путину сегодня доложил глава «Росатома» Алексей Лихачев. 

Почему это важно: кроме России, атомных ледоколов нет больше ни у одной страны. Так сложилось исторически. Самый короткий путь на Дальний Восток — наш путь, Северный морской. Первый советский атомный ледокол «Ленин» был спущен на воду 59 лет назад. Это тоже история. А какова современность? Ледоколы с одним реактором, «Таймыр» и «Вайгач». Один проект, финская постройка, при температуре до минус 50 ломает лед толщиной почти два метра. По два реактора у ледоколов «Ямал» и «50 лет Победы», он на сегодняшний день крупнейший в мире. Минувшим летом корабль около полутора тысяч миль через толщу льдов и прибыл на Северный полюс.

В следующем году флот получит первый из трех новых ледоколов. Называется «Арктика», два остальных «Сибирь» и «Урал». Они смогут ходить и по Северному морскому пути, и по устьям полярных рек. Их строят на Балтийском заводе.

В минувшем году во время «Прямой линии» Владимир Путин пообещал Балтийскому заводу, где строят эти корабли, новые заказы. Сначала аналогичные «Арктике». И в планах совершенно другого класса ледокол, еще мощнее. Но и задачи перед Россией стоят более серьезные. Закрепиться в Арктическом регионе. Под морским дном скрыты гигантские природные ресурсы. Их освоение — отдельная работа. А вот вывезти все добытые богатства дешевле всего по воде. Тут и пригодятся новейшие ледоколы, чтобы прокладывать путь кораблям в любую погоду и при любой обстановке на море.

Ледоколы — важное, но, конечно, не единственное направление работы «Росатома».

Так в конце сентября 2017 года на воду спускали второй из ледоколов проекта 22220 — «Сибирь». Очередь третьего — «Урала» — в этом году. Столь масштабного пополнения в ледокольном флоте нашей страны не было уже несколько десятилетий. Но и это лишь начало. Для освоения Арктики требуется еще больше кораблей. Именно с этой темы президент и начал встречу с главой «Росатома».

«Алексей Евгеньевич, хотел бы с Вами поговорить об инвестпрограмме компании, а начать прошу с планов строительства атомного ледокольного флота», — обратился президент к главе «Росатома».

«Нам необходимо обеспечить перевозку, начиная с 2030 года, не менее 70 миллионов тонн в год на восточном направлении на растущие рынки Юго-Восточной Азии. Это требует от нас добавления к трем уже строящимся универсальным ледоколам мощностью 60 Мегаватт на Балтийском заводе еще двух универсалов и принятия на рубеже 2018–2019 годов решения о строительстве ледокола нового поколения», — сообщил Алексей Лихачев.

«Лидер», — уточнил глава государства.

«Ледокола «Лидер» мощностью 120 Мегаватт, кратно превышающей действующий. Объем инвестиций нарастает, за последние шесть лет он вырос примерно на 20%, при этом собственно доля бюджетных инвестиций упала с 40% до 24%», — рассказал глава «Росатома».

«Лидер» — это даже не название корабля, а целого проекта. Задача — обеспечить круглогодичное судоходство по Северному морскому пути. Он в несколько раз короче, чем традиционные существующие маршруты из Азии в Европу и обратно через Суэцкий канал. Скорость и удобство, за которые уже сегодня готовы платить крупнейшие мировые транспортные компании. Вообще, как отметил в беседе с Владимиром Путиным Алексей Лихачев, уникальные отечественные технологии использования мирного атома сегодня стали одной из самых доходных статей российского бюджета.

Строительство энергоблоков Тяньваньской АЭС в Китае, Куданкулам в Индии, Руппур в Бангладеш, Аккую в Турции, Бушер в Иране, Островецкой станции в Белоруссии, Ханхикиви в Финляндии, Пакш в Венгрии, Эд-Дабаа в Египте — это лишь те проекты, о которых договорились в последние годы. А еще заказы по обслуживанию уже действующих станций. Контракты общей стоимостью четверть триллиона долларов.

«Все эти наработки, Владимир Владимирович, в нашей энергетической, что ли, атомной повестке дня позволяют нам сохранять международное лидерство. Мы строим сегодня за рубежом больше блоков, чем все остальные страны вместе взятые», — сказал Алексей Лихачев.

Преимущество российских атомщиков — технологии, которых ни у кого больше в мире нет. Например, так называемые «быстрые реакторы», способные работать не только на дефицитном уране-235, которого в природе меньше 1%, но и на уране-238, запасы которого пока кажутся неисчерпаемыми. Для таких энергоустановок годится даже отработанное ядерное топливо. Образно говоря, это печки, способные сжигать не дрова и уголь, а золу.

«В быстрых реакторах мы кратно снижаем риск инцидентов, повышаем уровень безопасности. Очень важный момент — вовлекая многократно в топливный цикл наше сырье, мы уже существующую сырьевую базу, грубо говоря, делаем бесконечной, то есть практически на тысячи лет нам будет достаточно уже сделанных наработок добытого урана», — рассказал глава «Росатома».

Почти безотходное использование ядерного топлива сводит экологические риски практически к нулю. В России такие энергоблоки уже действуют на Белоярской АЭС в Свердловской области. Кроме того, только за минувший год в нашей стране запущены два новых реактора, которые соответствуют высочайшим требованиям безопасности, принятым после катастрофы в японской Фукусиме. Один на Ленинградской АЭС, другой на Ново-Воронежской.

«Именно наличие этого блока нам позволило установить рекорд в прошлом году по выработке электроэнергии: мы превысили отметку в 200 миллиардов киловатт-часов — 203 было выработано. Вообще, советский рекорд с учетом тогдашних Украины, Армении, Литвы был 212. Мы будем к нему двигаться, в общем, достаточно быстрыми темпами», — заверил Алексей Лихачев.

С выгодой в «Росатоме» научились использовать и другие собственные разработки. Так, на основе компьютеров, с помощью которых как раз и рассчитывают течение ядерных реакций, уже выпускаются «суперЭВМ», способные производить до 50 триллионов операций в секунду. В такой технике сегодня нуждаются крупные отечественные компании и оборонные предприятия.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей