В Тегеране состоялись переговоры президентов России, Ирана, Азербайджана
Главное международное событие дня — президенты России, Ирана, Азербайджана обсуждают в Тегеране большую политику и масштабные проекты в сферах энергетики и транспорта, в том числе грандиозный план создания коридора «Север — Юг» — от Санкт-Петербурга до Мумбаи.
Лавки уличных торговцев в Тегеране, где, помимо всякой всячины, продают и газеты, пестрят изображениями российского президента. О визите Путина в Иран местная пресса пишет подробно, вспоминая и предыдущую поездку, и прошлогодний саммит в Баку, где так же, как и здесь, встречались лидеры трех стран. Интерес к событию высок настолько, что иранские журналисты чуть ли не штурмом пытаются взять зал для встречи глав государств.
Этот интерес объясним. И дело не только в экономических связях, хотя именно они заявлены главной темой переговоров. У России и Ирана хватает политических вопросов, требующих обсуждения. Обе страны играют ключевую роль в урегулировании сирийского конфликта. А по мере того, как победа правительственных сил становится все более вероятной, разговор заходит о будущем этой страны и всего региона Ближнего Востока.
«Наши страны играют важную роль в заключении мира и стабильности в регионе. И одним из последствий ведения взаимоотношений стал разгром одной из опаснейших группировок террористов. Развитие трехстороннего сотрудничества в формате Россия – Иран – Турция свидетельствует о том, что в Сирии идет процесс к возвращению мира и стабильности в стране. Намерение правительства Ирана заключается в том, чтобы и дальше развивать отношения с нашим важным соседом и другом – Россией, а также продолжать взаимодействие в области мира и безопасности», — сказал президент Ирана Хасан Роухани.
Акцент на взаимодействии России, Турции и Ирана в речи Хасана Роухани вполне мог быть посланием другой коалиции, что участвует в сирийской войне — той, что возглавляют Соединенные Штаты. Отношения Ирана с Америкой, почти 40 лет балансирующие на грани войны и мира, могли улучшиться после ядерной сделки.
Два года назад Иран отказался от планов по созданию ядерного оружия в обмен на снятие санкций, но этого не случилось. Вашингтон нашел новые основания для продолжения санкционной политики — теперь это ракетная программа Тегерана. А в недавно принятом в США законе о новых санкциях Иран и Россия упомянуты в одном ряду вместе с Северной Кореей.
В отношении Ирана в Америке вообще не стесняются в выражениях. Дональд Трамп недавно назвал его главным спонсором терроризма на планете и постоянно грозит выйти из ядерного соглашения, несмотря на то, что все прочие участники этой сделки, в том числе Европа, от этого далеко не в восторге.
«Мы подробно обсудили ситуацию с безопасностью в регионе, вопросы, связанные с договором по иранской ядерной проблематике, и, разумеется, по ситуации в Сирии говорили подробно. Хотел бы отметить, что мы работаем с Ираном весьма продуктивно. Нам удается согласовывать позиции по сирийской проблематике, — сказал Владимир Путин на пресс-конференции. — Благодаря нашим совместным усилиям, а также усилиям Турции, как вы знаете, очень позитивно развивается ситуация на самой территории в борьбе с терроризмом и переговорный процесс, который проходит в Астане и очередной раунд которого только что завершился – и завершился положительно. Еще здесь очень много вопросов, проблем, ни одну из них невозможно решить в каком-то одностороннем порядке. Ни одна из сторон, ни одна из стран в одностороннем порядке решить эту проблему не может».
Политические вопросы Владимир Путин обсудил не только с президентом Ирана. В Исламской республике президент вообще играет лишь вторую по значимости роль после высшего руководителя, или, как говорят в Иране, рахбара. А этот пост с 89 года занимает Али Хаменеи. Духовный лидер, чье мнение по многим вопросам является решающим.
«До окончательного решения проблемы в Сирии еще далеко. Мы должны продолжать сотрудничать и совместными усилиями одержать победу над терроризмом», — сказал Али Хаменеи.
Экономическим связям главы государств тоже уделили внимание на своих встречах. Все три страны — Россия, Иран и Азербайджан — являются экспортерами нефти и газа. Правда, из-за транспортных ограничений иногда случается так, что топливо нашим странам проще получать из-за границы.
«Несмотря на большое производство углеводородов в каждой из наших стран, есть, как ни странно, интерес к поставкам этого сырья друг другу, имея в виду внутреннюю логистику. Например, мы подтверждаем свою готовность поставлять газ по трубопроводным транспортным системам Азербайджана на север Ирана, что может представлять экономическую целесообразность для наших партнеров», — сказал президент России.
В энергетике Тегеран и Москву объединяет и другой проект, крупнейший в совместной работе двух стран — атомная станция «Бушер». Ее первый энергоблок построили российские специалисты, а накануне в Бушере приступили к сооружению второго блока АЭС.
Еще на этой встрече лидеры говорили и о создании железной дороги между Ираном и Азербайджаном, которая должна замкнуть транспортный коридор «Север — Юг», благодаря ему грузы из Южной Азии можно будет с меньшими затратами перевозить в Европу.
«Азербайджан уже построил железную дорогу до Ирана. Первый поезд пересек границу в марте этого года. В настоящий момент мы полностью готовы к эксплуатации азербайджанского участка коридора "Север — Юг"», — сообщил Ильхам Алиев.
Три страны, и без того тесно связанные в экономическом отношении, намерены и дальше развивать торговлю, упростив таможенные процедуры. Подробности на этот счет раскрыл президент Ирана.
«Мы намерены создать зеленый таможенный коридор между тремя странами и соблюдать единые таможенные стандарты. В ходе тегеранского саммита мы поговорили о сотрудничестве в банковской сфере и использовании национальных валют в товарообороте между тремя странами», — сообщил Хасан Роухани.
Для Ирана это имеет особое значение — страна сейчас наращивает экспортные поставки своих товаров. И речь не только о нефти. После длительного периода международных санкций, которые включали в себя запрет на торговлю с Ираном, в том числе нефтяное эмбарго, Тегеран возвращается к международной торговле.
Годы под санкциями, хоть и серьезно повлияли, но не сломили иранскую экономику. По объему среди исламских стран она уступает только турецкой. Не последнюю роль здесь сыграли колоссальные запасы нефти в Иране, третьи в мире после Венесуэлы и Саудовской Аравии. Впрочем, Иран оказался страной, которая все же сумела избавиться от нефтяной зависимости.
Сейчас доля нефтедобычи в экономике Ирана составляет всего 15 процентов. Попав под санкции, иранцы начали развивать собственную науку и производство. Один из показателей развития экономики — дорожные пробки, которые в Тегеране едва ли уступают московским.
Впрочем, президент России все же упомянул в своей речи о неудобствах, которые жителям города принес сегодняшний саммит: «Хочу поблагодарить руководство Ирана за приглашение, а жителей Тегерана – за терпение, которого они набрались в ходе наших передвижений по городу. Мы видели, как это непросто. Но надеюсь, что наша работа сегодня не прошла даром».
В следующем году такая же трехсторонняя встреча должна пройти в России. Владимир Путин пригласил своих коллег в Москву, и те ответили ему согласием.