Война с памятниками докатилась до США: Америка пересматривает свое прошлое
Война с памятниками, которая велась и ведется в тех странах, где к смене власти приложили руку США, докатилась и до самой Америки. Борьба за монументы, связанные с гражданской войной Севера и Юга, это уже не только противостояние националистов и антифашистов, но и политическая игра. Какова реакция на это Дональда Трампа и какие претензии звучат уже в его адрес?
Трудно поверить, что все это происходит в Америке XXI века, а не на Украине или в какой-нибудь далекой арабской стране, охваченной войной. Толпа сносит памятник солдатам армии Конфедерации, простоявший почти 100 лет в маленьком городке Дарем в Вирджинии, и потом с энтузиазмом пинает поверженную скульптуру.
Угроза нависла над монументами, которые десятилетиями считались наследниками истории, а сейчас стали для протестующих символами неонацизма. Таких мемориалов по всей Америке насчитали более 700.
В Балтиморе снесли четыре памятника конфедератам - в войне Севера и Юга конфедераты выступали за сохранение рабства. Действовали глубокой ночью. Статую Роджера Тэни выкорчевывали с помощью крана. Многие только сейчас обнаружили, что судья, живший в XIX веке, не считал чернокожих гражданами Америки.
В Бирмингеме, штат Алабама, и тоже ночью власти решили закрыть памятник конфедератам щитами под предлогом его дальнейшего демонтажа. Но люди стали требовать снести монумент немедленно. В городе скоро выборы мэра, и судьба памятника тут же стала пунктом предвыборной программы.
«Сейчас хотите закрыть? Вы лжецы и жулики, как и мэр, на которого вы работаете. Сейчас закрываете? Нет, убирайте это все!» - заявляет кандидат в мэры Бирмингема Франк Мэттьюс.
Под угрозой мемориалы в Теннеси, Флориде, Кентукки, других штатах. Даже в Нью-Йорке обнаружили памятную доску с именем генерала армии Юга Роберта Ли - того самого, чей монумент стал камнем преткновения в Шарлотсвиле. Доску собираются демонтировать, а авеню Роберта Ли переименуют.
В ответ в Вашингтоне неизвестные расписали мемориал Линкольна оскорбительной надписью: «К черту закон». Вандалов ищут. Америка спешно пересматривает свое прошлое.
В этой связи влиятельная британская «Индепендент» вышла со статьей «Россия может научить США что делать с памятниками». В ней автор рассказывает о том, что в нашей стране символы советского прошлого вполне уживаются с новой реальностью.
Но в США, похоже, пока не готовы прислушаться. Дональд Трамп накануне снова комментировал столкновения ультраправых с ультралевыми, чем заслужил благодарность за искренность и смелость от бывшего лидера Ку-Клукс-Клана Девида Дьюка, и это снова подлило масла в огонь.
«Я полагаю, что виноваты обе стороны. Я в этом не сомневаюсь. И вы - тоже. Надо было лучше освещать эти события. И вообще, Джордж Вашингтон был рабовладельцем. То есть теперь он должен лишиться своего статуса? Нам надо снести установленные ему памятники? А что с Томасом Джефферсоном? Он вам нравится? А ведь он был одним из крупнейших рабовладельцев. Снесем памятники и ему? Давайте не будем переписывать историю!» - сказал президент США Дональд Трамп.
Трамп впервые с момента вступления в должность вернулся в Нью-Йорк, он намерен провести здесь несколько дней. Город встретил его яростной акцией протеста. Тысячи человек собрались у знаменитой башни Трампа на Пятой авеню.
«Не у каждой проблемы есть две стороны. Иногда есть правильная и неправильная. И он не прав. И я среди тех, кто считает, что он не прав», - говорит Элизабет Шурман.
В Америке снова звучат призывы к импичменту. Все больше политиков-республиканцев дистанцируется от неполиткорректного президента.
Между тем Трамп лишается поддержки и капитанов американского бизнеса. Уже семь ведущих промышленников, в том числе и глава компании «Интел» в знак протеста покинули президентский индустриальный совет. Двух он только что разжаловал сам.
А бывший глава Белого дома набирает очки. Твит Барака Обама установил рекорд популярности, собрав всего за три часа почти три миллиона лайков и больше миллиона ретвитов: «Никто не рождается с ненавистью к другому из-за цвета кожи, происхождения или религии». Так Обама процитировал Нельсона Манделу.