В Польше на 91-м году жизни скончался знаменитый режиссер Анджей Вайда
Ушел из жизни Анджей Вайда, всемирно известный режиссер, создатель современного польского кино. На его счету - десятки картин на самые острые темы, а также сценарии и спектакли, поставленные, в том числе, в России. Мастер работал в самых разных жанрах - от политической драмы до комедии. Анджей Вайда был удостоен всех главных наград мирового кинематографа. Ему было 90 лет.
Герой своего времени, идущий против течения. Он заставлял думать и каяться, верить и прощать. Художник, который не создавал новую реальность, но именно его называют создателем нового польского кино. Как говорил сам Анджей Вайда, до него снимали фильмы, но «мы сделали польский кинематограф».
«У каждого времени, у каждой дружбы - свои парламентеры. Я - один из них. И мне пристало это делать, потому что режиссер - это не тот, кто развлекает по вечерам. Это тот, кто заставляет думать», - говорил он.
Кадры выступления Анджея Вайды в Москве. Он всегда и везде считал своим долгом говорить со зрителем. По-отечески, с улыбкой, не поучая, а объясняя. Любя. Он не мог и не хотел скрывать той правды, что жгла ему сердце.
В 2007 Вайда снял «Катынь». Фильм о трагедии, которая так сильно ранила и информация о которой долгое время была под запретом.
Среди погибших в плену был отец Вайды. Свою ленту он снимал так, как велела ему совесть: сцены расстрела заставляют пережить шок. Но в этом же фильме - и трагическая история советского офицера, который спас от НКВД жену и дочь поляка, а свою семью спасти не смог.
«Я сделал это ради отца, расстрелянного в Катыни, ради 22 тысяч поляков, для которых Катынь стала братской могилой, ради будущего, в котором Катынь не должна стоять между нашими народами. Ведь нужно разделять расстрелы и ложь, которая покрывала все эти годы трагедию двух народов. Я был обязан сделать это, чтобы дать возможность для дружбы двум соседям, русским и полякам», - говорил Анджей Вайда.
Анджей Вайда награжден российским Орденом Дружбы. В мире кино он - настоящий Кавалер Славы. Первый приз - в 1975 году на Московском кинофестивале, затем венецианский «Золотой лев» и «Пальмовая ветвь» Каннского фестиваля - мировое признание. «Оскара» режиссер получает за выдающийся вклад в киноискусство.
«Это награда не мне. Это - всему польскому кино», - сказал он на вручении награды.
Анджей Вайда родился в 1926 году в семье офицера и учительницы. На третьем курсе бросает Академию искусства, уходит в кино. Уже через пару лет его почерк знает весь киномир. Он снимает то, что видит и чувствует. Без компромиссов: «Канал», «Поколение», «Пепел и алмаз» — картины о том, как война отразилась на жизни целого поколения поляков. Вайда - один из них. В «Земле обетованной» режиссер показывает обратную сторону мечты. Зрители читают его послания взахлеб. Фильм «Пан Тадеуш» в Польше посмотрели 13 миллионов зрителей - 60% населения страны. Но для властей Польши и Советского Союза он - вольнодумец, который слишком многое себе позволяет.
«Я знаю, что был у вас идеологическим анти-идолом. Помню, как во все польские газеты пришла инструкция: фильмы хвалить, режиссера не замечать. Это смешно, но благодаря «железному занавесу» меня лучше слышали в Москве, чем в Варшаве», - рассказывал Анджей Вайда.
Тогда за Тарковским кто-то записывает фразу «Уеду в Польшу, пойду к Вайде ассистентом». Но сам Вайда рвется в Москву. Он мечтает поставить спектакль «Бесы». Запрещают. Вайда терпеливо ждет. Достоевский для него — особенный писатель. Режиссер 30 лет изучал его творчество и написал книгу «Достоевский. Театр совести». Когда железный занавес пал, Вайда вернулся в Россию и первым делом поехал в музей писателя. В руках – подарок, портрет, нарисованный самим режиссером. Понять русского классика Вайде помог трагический случай.
«У нас премьера, и умер один актер. Мы долго спорили, играть или нет. Тогда исполнитель главной роли, который мог напиться или сорвать репетицию, сказал: давайте почтим память коллеги. Своим поступком он как бы возвысился над нами. Тогда я стал лучше понимать Достоевского, ведь его персонажи, порой совершающие неблаговидные поступки, открывают нам необычайную глубину своей доброты», - рассказывал режиссер.
Вайда хотел поставить спектакль в московском «Современнике». Ведь у них одна судьба на двоих - в 70-е Вайда в Варшаве и «Современник» в Москве взрывали умы. То, что говорили они, слушал весь мир, их называли явлениями века в мировой культуре. Не менее ярким явлением стала и сама долгожданная театральная постановка.
Анджей Вайда любил говорить: художник стоит столько, сколько стоит его последняя картина. Выбрать только одну работу режиссера, сейчас, пожалуй, вряд ли кто-то решится. Ведь каждому фильму он отдавал всего себя, словно это и есть его последняя картина.