Ситуацию в Нагорном Карабахе обсуждают политики на разных уровнях
О необходимости скорейшего урегулирования говорил сегодня российский премьер, который в Ереване встретился с армянским коллегой. Те же слова звучали в Баку, куда прибыл глава нашего МИД. Все сходятся в одном: важно не допустить, чтобы пожар вражды разгорелся, и закрепить договоренности на бумаге.
Первые дни перемирия в зоне конфликта, по признанию обеих сторон, проходят "относительно спокойно". Артобстрелов, в том числе по населенным пунктам, как это было в самом начале, не слышно. Хотя перестрелки из автоматического оружия происходят.
"Очень важно все-таки принять меры, чтобы не допускать подобных всплесков насилия. Не дело, когда снайперы смотрят друг на друга каждый день и видят лицо человека, который находится по другую линию соприкосновения. Нервы могут дрогнуть, срывы возможны. Поэтому, мне кажется, что этой стороне дела тоже нужно уделить внимание, наращивая усилия по политическому урегулированию", - отметил Сергей Лавров.
Российский министр иностранных дел об этом говорил в Баку на встрече с министрами иностранных дел Ирана и Азербайджана - российское руководство активно участвует в умиротворении.
"Мы с удовлетворением констатировали факт достижения перемирия. Вы знаете, что президент Путин напрямую разговаривал с президентами Азербайджана и Армении. Сегодня в Ереване находится председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев. Завтра он будет здесь, в Баку. И контакты также осуществлялись по линии начальников генеральных штабов России, Азербайджана и Армении. Мы старались помочь нашим близким друзьям достичь той договоренности, которая, мы надеемся, будет соблюдаться", - сказал Сергей Лавров.
С точки зрения закрепления первоначального успеха, сейчас главное – добиться, чтобы военные вернулись в казармы. Об этом говорят с обеих сторон политики. Мирные жители, пострадавшие от обстрелов, которые больше всего боятся эскалации военного конфликта, просят ровно о том же. Картина разрушений с обеих сторон - словно зеркальное отражение.
Воронка от снаряда на автодороге неподалеку от азербайджанского села Алханлы и воронка на армянской стороне в селе Талыш - и в том и в другом населенном пункте есть погибшие от обстрелов 2 апреля, разрушены или серьезно пострадали несколько домов. Эльмира Багирян, уезжая из села Талыш с вещами, удивляется, зачем было всё это снова начинать.
Намик Джанадов из Алханлы говорит: от подобного люди давно уже отвыкли. С 90-х годов прошлого века не было такого, чтобы здесь военные прицельно стреляли по жилым домам.
Усилия, которые сейчас предпринимает Россия, должны завершится, в том числе, и дипломатической констатацией того факта, что полномасштабный конфликт не нужен ни одной сторон.
Об этом российский премьер заявил, встречаясь со своим коллегой в Ереване, а в пятницу Дмитрий Медведев посетит Баку.
Обсуждение деэскалации продолжается, и сейчас по каналам информагентств поступают новые заявления Дмитрия Медведева по Нагорному Карабаху, сделанные уже на переговорах в расширенном составе. Глава российского правительства ещё раз подчеркнул, что наша страна будет прилагать все усилия для поддержания мира.
"Ситуация, вне всякого сомнения, вызывает у нас крайне серьезную обеспокоенность, надеемся, что будет соблюдаться режим прекращение огня, и надеемся, что возобновится политический процесс, в котором было очень многое вложено. Чтобы урегулированием занимались дипломаты, а не военные. Конечно, чтобы не гибли люди и не разрушалась инфраструктура. Россия и дальше готова играть посредническую роль. Самое главное, еще раз хотел бы подчеркнуть, это исключить срыв конфликта в горячую фазу, поскольку это может иметь самые трагические последствия для региона. Но обсуждение этого вопроса будет продолжено", - заявил Дмитрий Медведев.