Политики и политологи обсуждают истоки трагедии и возможные сценарии дальнейших событий
В понедельник, 16 ноября, в полдень по всему Евросоюзу будет минута молчания в память о тех, кто погиб от рук террористов в Париже. Европейские лидеры в заявлении, распространённом сегодня вечером, назвали теракты в столице Франции нападением на весь Союз.
То, что минувшей ночью творилось на улицах Парижа, это не просто череда террористических актов. Было больше похоже на войну. Множество целей, намеченных заранее. Последовательные атаки с широким арсеналом бесчеловечных приемов. От расстрелов до поясов смертников.
"Париж для многих – символ Европы, конечно, столица в Брюсселе, но Париж, всегда Париж. Естественно террористы всегда добиваются максимальной гласности и максимального эффекта, и с этой точки зрения более эффектного места проведения терактов трудно себе представить. Я уверен, что тот, кто планировал этот теракт, рассчитывал на очень серьезный эффект, который эти теракты и произвели", - считает депутат Госдумы РФ, член фракции "Единая Россия" Вячеслав Никонов.
Кто залил кровью улицы французской столицы. Ответ, кажется, очевиден — террористы. Но из-за океана уточнили: виноват не ИГИЛ, это дело рук "Аль-Каиды". Такой комментарий поспешили выдать в эфир журналисты американского канал Эн-би-си, ссылаясь на высокопоставленный источник в разведслужбе США. Стремление отделить одних террористов от других, вероятно, связано с тем, что Франция участвует в борьбе с ИГИЛ в коалиции, возглавляемой Штатами. Не исключено, что таким образом американцы пытаются внушить союзникам, что теракты - не цена за ближневосточную политику. Хотя, по сути, ИГИЛ является прямым наследником "Аль-Каиды".
"Исламское государство — это осколок "Аль-Каиды", которая в 80-х вышла на тропу войны под радостные возгласы западного сообщества и всех аравийских монархов. Воевали против нас в Афганистане - вот и результат. Если б они в 80-е не начали с этим играть, а потом не делили на повстанцев и террористов, так этого и не было бы", - уверен президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.
"Для американцев, их натовских союзников главное заключается в том, что есть хорошие террористы и плохие. Хорошие убивали солдат советских солдат и офицеров, хорошие террористы расправлялись над Саддамом Хусейном, над Муамаром Каддафи, а вот плохие террористы совершают такого рода преступления. Нет хороших и плохих. Это самое большое зло сегодня на планете, и надо эффективно с ним бороться", - считает лидер КПРФ Геннадий Зюганов.
Меньше двух месяцев назад с трибуны ООН российский Президент выступил с призывом объединиться перед лицом террористической угрозы. Именно в этой речи Путина прозвучал вопрос, адресованный западным кураторам цветных революций в арабском мире, которые положили начало воцарению кровавого хаоса в гигантском и сложнейшем регионе
"Теперь, когда последствия сотворенного на Ближнем Востоке видны все отчетливее и даже в таком виде наводят ужас на добропорядочного обывателя, Европа судорожно пытается найти какой-то выход из ловушки, в которую сама себя загнала", - заявил Владимир Путин.
"Европа втянулась в большие геополитические авантюры США, в том числе на Ближнем Востоке. Стала заложником войны с терроризмом. Война с терроризмом нужна, но, на мой взгляд, американцы ведут ее так, что терроризм становится все сильнее и сильнее, и Франция стала жертвой этой фейковой войны, авантюрной, где американцы решают свои геополитические проблемы, а расплачиваются другие", - отмечает политолог Сергей Михеев.
Террористы несколько раз повторили: "Это вам за Сирию". Со своими жертвами убийцы разговаривали без акцента. Судя по всему, по соотечественникам стреляли дети эмигрантов с Ближнего Востока, родившиеся и выросшие в Европе.
"Провести столь масштабную операцию, подготовиться, причем сделать это с соблюдением мер конспирации могли только те, кто жил во Франции какое-то количество времени, знает французские порядки и соответственно может предпринимать меры по противодействию усилиям как спецслужб, так и полицейских органов", - считает политолог, военный эксперт Игорь Коротченко.
Вероятно, исполнителями теракта были и приезжие. Пока документы гражданина Сирии обнаружены, как минимум, у одного из нападавших. Специалисты спецслужб отмечают организованность террористов. Они умели обращаться с оружием, отлично знали минно-взрывное дело. Навык явно полученный в зоне боевых действий, не исключено, на ближневосточных территориях, подконтрольных ИГИЛ.
"Франция ввела чрезвычайное положение. Закрыла границы. Это поздно. Все это нужно было делать 20, 30 лет назад. Они, террористы, живут там и говорят на арабском языке, у них полно явочных квартир, полно складов с оружием, взрывчаткой. Поэтому от кого они закроют границы?" - говорит лидер ЛДПР Владимир Жириновский.
Террористы ИГИЛ, приучившие весь мир к страшным казням перед телекамерами, на этот раз, видимо, собирались устроить бойню в прямом эфире. Вечером на стадионе в Париже играли сборные Франции и Германии. Миллионы у экранов, тысячи на трибунах. Среди болельщиков - президент Олланд и глава внешнеполитического ведомства ФРГ Штайнмаер. Взрыв отчетливо слышно на кадрах трансляции.
В это же время фанатики из автоматов расстреливают публику в концерном зале "Батаклан", где идет концерт американской рок-группы. Обе цели не кажутся случайными. Террористы, нанося удар в сердце Парижа, непременно хотели сделать больно не только французам, еще американцам и немцам - участникам коалиции, ведущей борьбу с исламистами на Ближнем Востоке.
"Я думаю, теракт планировался не один месяц. Возможно, несколько месяцев, скорее всего. Потому что чересчур уж все профессионально сделано. Они знали об этом рок-концерте, наверное, и матч заранее планировался Франция товарищеский и Германия. Это в общем-то удар по западной цивилизации, по западному миру. И вот они это осуществили, выбрав место Париж и вот такие места, где собственно и были рок-концерт и стадион, где проходил матч", - поясняет директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров.
К слову, концертный зал "Батаклан", где погибли больше 100 человек, стоит на той же некогда тихой улочке, что и редакция журнала "Шарли Эбдо". Между зданиями от силы 200 метров. По сути, на этом пятачке с разницей в 10 месяцев следует один кровавый теракт за другим.
"В Париже за последнее время это уже третий теракт, и французские спецслужбы не сделали должных выводов и не предприняли меры, чтобы навести должный порядок. Я не видел в концертном зале полицейского кордона. Там провели билеты, но не было ни рамок, ни металлоискателей. Говорить о том, что обеспечена служба безопасности, это не так", - отметил президент международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора "Альфа" Сергей Гончаров.
Большинство экспертов сегодня проводят аналогии с захватом заложников в театральном центре на дубровке. 13 лет назад в Москве террористы действовали под теми же знаменами, что и сейчас в Париже.
"Конечно, по масштабам и по значению совершенно аналогична тем трагедиям, которые произошли у нас в Бислане, и у нас в "Норд-Осте". По сути, речь идет о бессмысленной атаке, на первый взгляд, бессмысленной атаке террористов с целью устрашения целого общества. Во Франции эта ситуация нагнетается еще и тем, что затронуты практически все европейские страны. То есть это сигнал всей объединенной Европе", - считает генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.
"Трагедия во Франции говорит о том, что у терроризма нет границ. И это может произойти в любой стране, в любом городе, и невозможно эффективно предотвратить все возможные террористические риски, действуя только в рамках одной страны или группы стран. Именно поэтому важно объединять усилия и оставить в стороне различные политические разногласия, экономические противоречия для того, чтобы объединить усилия и вместе победить вот это вот страшное зло терроризма. Никакие игры здесь не приведут к результату. И это может быть просто причиной для повторения трагедии", - отмечает заместитель председателя Госдумы РФ Сергей Железняк.
Попытаться договориться об объединении усилий лидеры государств смогут уже в ближайшие дни. Завтра в Турции стартует саммит "большой двадцатки". Наверняка одной из главных тем станет вопрос, не включенный заранее в согласованную повестку - события в Париже, произошедшие как раз накануне встречи мировых лидеров.