В Москве открылась выставка к 120-летию со Дня Рождения Никиты Хрущева
Уникальные документы Карибского кризиса и указ о передаче Крыма Украине. Подлиник письма Пастернака и документы новочеркасского расстрела.
Для кого-то Никита Хрущев - это человек, при котором СССР вырвался в космос, для других он руководитель страны, решавший жилищную проблему, иным важно, что именно при нём начали пустеть лагеря ГУЛАГа и началась массовая реабилитация жертв сталинских репрессий, а кто-то до сих пор не может простить ему передачу Крыма из состава РСФСР, гонения на интеллигенцию и его подписи под расстрельными списками. Противоречивый был человек.
"Я категорически эту черно-белую метафору не приемлю. Она к личности и его роли в эпохе абсолютно не имеет никакого отношения. Она никак не отражает ни существа эпохи, ни существа личности Хрущева. В его поведении, ни общественном, ни личном не прослеживается того разлома, которым зафиксировал его личность в истории Эрнст Неизвестный. Это была цельная натура. И как мне представляется цветом его личности и его эпохи был красный. Это был последний романтик. Последний коммунист, как иногда определяли его современники и потомки", - говорит директор Российского государственного архива социально-политической истории Андрей Сорокин.
На выставке подлинные документы - в основном машинописные тексты, с размашистыми резолюциями красным или синим карандашом. Этими цветными карандашами выходецы из крестьянских и рабочих семей управляли самой большой страной мира. Управляли так, что не забыть до сих пор.
"В тот исторический отрезок вместилось очень-очень многое: и XX съезд КПСС, со знаменитой речью Никиты Сергеевича Хрущева, и Карибский кризис, полет Юрия Гагарина в космос и создание мощного ядерного щита, реформа хозяйственной деятельности, ну и масштабное, массовое строительство многоквартирных жилых домов, которые в последствии в народе назовут "хрущевками", - сказал председатель Госдумы Сергей Нарышкин.
Одежда и предметы быта, которыми пользовался Хрущев, подарки и многочисленные портреты. На них Хрущев всегда получается разный, но неизменно узнаваемый.
Никита Хрущев был подарком для Западных журналистов - сочный, фактурный, интересный.
Это была эпоха начала телевидения, революции в СМИ, когда каждый шаг политика становился сразу известен всему миру. И Никиту Сергеевича вполне можно считать первым публичным политиком СССР, если не внутри страны, то за рубежом точно. Но главное в нем, конечно, не это. Главное, что за 10 лет наша страна стала совсем другой.
"При нем произошли невероятные изменения. Дело не только в том, что он открыл ГУЛАГ и освободил сотни тысяч людей. Он освободил крестьян. Он дал им паспорта. Дал возможность передвигаться по Советскому Союзу. Он из рабов социалистических превратил их в полноценные фигуры. Он делал много ошибок в сельском хозяйстве. Но по отношению к крестьянству он убедил ЦК партии, президиум партии поступить в высшей степени справедливо", - говорит Михаил Швыдкой.
Он так и не закончил почти ничего из того, что начал. Не дали закончить. Для системы, которую он представлял, Хрущев был слишком эксцентричен и разрушительно деятелен. Его бесконечные преобразования в министерствах и ведомствах, перетряски управленческого аппарата, которые потом назвали непонятным словом "валюнтаризм", всё это слишком утомляло и пугало бюрократию, которая впервые осознала себя как класс, как силу. Хрущев - первый руководитель нашей страны, которого мирно отправили на пенсию. Он не захотел драться за свой пост. И это был важный сигнал для всех - кровавая месть в высших эшелонах власти перестала быть номой.