Жители Первомайского Луганской области рассказывают о жизни в разрушенном городе
В Киеве сегодня обновили данные о так называемых внутренних переселенцах - с начала операции на востоке украинские регионы приняли почти 240 тысяч жителей Донбасса. Примерно в три раза больше перешли границу Украины и России, спасаясь от обстрелов украинской армии. Многие города разрушены почти полностью, как, например, Первомайск Луганской области.
Один из микрорайонов на въезде в город Первомайск. Здесь нет практически ни одного целого окна. Целые подъезды выгорели.
"В подвале живём. Как живём — выживаем. Квартиры все разбитые, всё разбитое. Здесь четверо погибло. Двое сгорели заживо, две женщины", - рассказывает житель города Первомайск Олег.
Окно квартиры, выгоревшей до голых стен, выходит на окраину города. В той стороне — позиции украинских силовиков. Оттуда послали шесть снарядов. Ровно между двух девятиэтажек. Видели, куда стреляют.
В Первомайске разрушено от 50 до 80 процентов жилых домов, рассказывают местные жители. Точный учёт в таких условиях вести невозможно. Люди говорят, что не знают о судьбе многих своих соседей. Про кого-то известно, что успели уехать. Про кого-то — что погибли. Кто-то пропал без вести. Как говорят местные власти, под завалами до сих пор находят тела погибших.
До войны здесь было 45 тысяч человек. Сейчас от силы десять. Машин нет. Прохожих — единицы. Пустые улицы, разбитые снарядами больница, церковь. Уцелели лишь стены, опалённые пожаром, и купол колокольни.
"Я не могу привыкнуть до сих пор. Конечно, тяжело видеть, что с нашим городом происходит. Нас в бомбоубежищах много очень спасается. Мы все ждем, что уже будет конец этому, и мы сможем вернуться в свои дома, начать окна стеклить. Всё-таки зима на пороге", - говорит Валентина.
Окна зашивают досками, фанерой, плёнкой. Но мало кто возвращается в квартиры. Газа нет, воды нет. Если ополченцы не привезут. Отопление, может быть, дадут. Но удержат ли тепло эти стены? Сейчас Первомайск — город, живущий в подвалах.
Вместе веселее. Психологически легче. И легче выживать. Соседи объединяются в своеобразные коммуны. Общий очаг, общие продукты, общие дрова. Готовят на всех.
"Какие-то продукты у нас оставались, но уже наши запасы все закончились, которые были у нас по домам. Потом гуманитарную помощь нам несколько раз давали, городскую. Вот на этом и держимся. Уже картошка, какая была на даче, собрали, доедаем. Крупы. Каждый день же кушать хочется", - говорит Инна.
В городе, как рассказывают местные жители, работают всего один или два продуктовых магазина. "У нас в продаже три кетчупа осталось, две сардины, две кильки, горошек и кукуруза", - рассказывает продавец Наталия.
Цены намеренно не поднимали. Банка паштета — восемь гривен, тридцать два рубля. Сардины — четырнадцать пятьдесят, чуть меньше шестидесяти рублей.
"Все ждут хлеба, а хлеба нет. И у людей нет денег, чтобы купить. – "Сколько человек приходит в день?" - Человек десять-пятнадцать", - рассказывает продавец.
Ополченцы пустили бесплатный автобус в соседний, мирный, город Стаханов, чтобы жители Первомайска могли купить продукты там.
"Мы считаем, что для торговли время не пришло. Поэтому питание жителей взяли на себя. У нас как часто бывает - бизнесмен завезёт товар, ему магазин разбомбят, а скажут, что это ополченцы. Хлеб они сюда везут по 10 гривен. – "А сколько он обычно стоит?" - Обычно стоит до пяти гривен максимум", - говорит Павел Дрёмов.
До перемирия Первомайск обстреливали 32 дня. Погибло 684 мирных жителя. Сейчас разбомбленный, полуголодный город ждёт зимы. И готовится выживать в холода. Без посторонней помощи это практически невозможно.