Как не стать заложниками туроператоров-банкротов — советы экспертов
Рынок штормит, констатируют эксперты. И называют причину: падение спроса. А ведь турбизнес во многом построен на опережении. Чтобы сэкономить, платить сегодня приходится за туриста, который поедет отдыхать завтра.
А если не поедет - убытки, попытки взять новые кредиты в банках. Добавьте сюда скачки валютных курсов. И станет примерно понятно, где обанкротившиеся компании просчитались, расчистив поле для бывших конкурентов.
"Здесь действует простая математика: когда уходит один из игроков рынка, его клиенты достаются его конкурентам. Поэтому, как это ни прискорбно, но сейчас происходит некая санация рынка, тех операторов, которые не могут вовремя адаптироваться к новым условиям", - отметил член правления Российского союза туриндустрии, председатель Правовой комиссии РСТ Георгий Мохов.
Больше полутора тысяч операторов предлагают сегодня свои услуги. А впереди Новый год с его длинными каникулами. Кто-то еще с рынка уйдет, эксперты в этом уверены. Вопросы: кто и как не отдать ему свои деньги? В финансовую отчетность нас, разумеется, посвящать не будут. Да и пойди разберись с теми цифрами. Это задача банков и страховых компаний, которые теперь весьма придирчивы к турфирмам. Поэтому на их гарантии стоит обратить внимание. Страховщику же платить в случае форс-мажора. И важно, чтобы лицензия у него была действующей. И договор с туроператором заканчивался не раньше, чем вы вернетесь домой. Смотрите и что за плечами турфирмы.
"Ряд факторов, по которым можно определить надёжность оператора. Например, наличие собственной авиакомпании. Когда чартер не покупается у сторонних авиакомпаний, а оператор имеет собственный парк, снижая расходы на перевозку и возможность оптимизировать ее, если туроператор входит в международный холдинг или в российскую крупную финансовую структуру — все это является большими плюсам", - говорит директор туристического агентства Ирина Есинская.
На все это смотрят и турагенты, продающие путевки туроператоров. Формально агенты не в ответе за провал, но краснеть не хочется. Поэтому как могут перепроверяют слухи о проблемах у тех или иных партнеров. По поводу того же "Южного Креста", как выясняется теперь, месяц гадали: справится - не справится. Но клиентов напрямую предупредить не могли. Таковы правила.
Поэтому потенциальному туристу стоит и самому смотреть, что покупает. Идеально, когда на руках билеты в оба конца и подтверждение, что проживание и питание на весь срок оплачены. И все это лучше лишний раз перепроверить, дозвонившись в отели и авиакомпании. Правда, с чартерами сложнее, потому что билеты выписывают за день-два.
И на этом фоне самостоятельные туристы, освоившие бронирование отелей и билетов, призывают следовать их примеру. Действительно, в последнее время много удобных сервисов и даже иностранный язык знать не обязательно. Но эксперты все же предупреждают: тут вы сам себе страховщик. И никакая "Турпомощь" не вывезет в случае проблем. Туруслуги — это рынок. А рынок — это риски.