Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
26 июня 2014, 21:47

Участники проекта «Крылатая память Победы» реставрируют и «ставят на крыло» военные самолеты

Вторая Мировая война, которую в нашей стране назвали Великой Отечественной, до сих пор напоминает о себе братскими могилами, неразорвавшимися снарядами и находками, такими с которыми работают участники уникального проекта "Крылатая память Победы".

Реставраторы поставили на крыло уже полтора десятка самолётов, которые больше полувека пролежали в земле.

Истребитель МиГ-3 нашли в Тверской области глубоко в болоте. Сейчас сложно представить, как эту груду искореженного металла смогли снова превратить в самолет.

Собирали его по старым чертежам. Шесть лет кропотливой, буквально ювелирной работы новосибирских авиа-реставраторов. Это был перспективный высотный истребитель-перехватчик. Однако с началом войны стало понятно, что основные воздушные бои проходят на малых и средних высотах, где МиГ-3 не мог блеснуть маневренностью. Зато он компенсировал этот недостаток в сражениях над облаками.

Немцы знали о существовании МиГ-3. Германские испытатели составляли подробнейшие разведотчёты о каждой советской машине. Только о его характеристиках на предельных высотах они и не догадывались.

Сначала немецкие пилоты считали этот самолет посредственной машиной. И как дорого им пришлось заплатить за это! Те, кто вплотную сходился в бою с этим самолетом и оставался цел, рассказывали об "уникальной машине", прозвав её "тень смерти".

Во время реставрации сотрудникам авиа-мастерской удалось не только восстановить самолет, но и исторические события 70-летней давности. В октябре 1941 года группа МиГ-3 возвращалась с боевого задания: они сопровождали штурмовики Ил-2. Неожиданно навстречу вылетела шестерка немецких "мессеров". МиГ-3, которым управлял Иван Крапивко, получил сильные повреждения двигателя, и пилот был вынужден покинуть самолет.

"Это то, что осталось. Здесь есть следы, когда во время боя остались вмятины на этой спинке, которые защитили пилота", - рассказывает слесарь-сборщик Владимир Кузнецов.

Евгения Скопинцева, глядя на полет восстановленного МиГа, надеется, что когда-нибудь поставят на крыло Ил-2, боевой самолет ее отца. Сейчас штурмовик в процессе реставрации. Его подняли со дна озера Кривое, что в Мурманской области. Целой осталась кабина пилота и ещё несколько деталей корпуса. Реставраторы говорят, что работы здесь еще на долгие годы. А во время войны эти самолеты на заводах выпускали сотнями в месяц. Собирали их в основном женщины и дети.

Александре Тихоновне Заниной было всего 12 лет, когда она встала у станка, чтобы делать детали для штурмовика. Работать приходилось несколько смен подряд. Собирали Ил-2 практически вручную.

"Ее надо было обрезать, потом просверлить. Потом приклепывали. Даже целовали эту железку и передавали привет "Илюше", - вспоминает она.

"Илюша" - для своих, и "черная смерть" - для немецких летчиков. Уже позже Ил-2 получил еще одно прозвище - "летающий танк", за броню и живучесть в боях.

Летчик Скопинцев, по официальным данным, на этом самолете совершил 50 боевых вылетов, по неофициальным - в два раза больше. Среди поисковиков, которые нашли штурмовик - его сын Олег и дочь Евгения.

"Он их защитил, спас им жизнь. Весь израненный, весь исстрелянный.  Он дотянул. Дотянул до земли. Спас летчиков. А потом через 70 лет сын поднимает самолет отца вместе со своими товарищами", - говорит она.

Скоро и этот самолет встанет в строй национальной коллекции "Крылатая память Победы". Летающих раритетов по всей России сегодня всего 15. Руководители патриотического проекта хотят на один день воссоединить эти боевые машины для воздушного парада уже в мирном небе.

"Небольшая эскадрилья, которая сейчас на крыле, я думаю, что мы сможем ее показать на 70-летие Победы в будущем году, 9 мая. Возможно, это будет в Крыму, над Севастополем", - говорит руководитель проекта "Крылатая память Победы" Борис Осетинский.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей