В Пушкинский музей из Академии Каррара доставили потрясающую коллекцию шедевров эпохи Возрождения
В Москву из итальянского города Бергамо привезли бесценную коллекцию шедевров Академии Каррара. Почти 60 полотен кисти знаменитых мастеров эпохи Возрождения. У каждой картины своя история или тайна.
За семью печатями один из шедевров эпохи Возрождения. Картина преодолела расстояние в тысячи километров. И теперь под пристальным вниманием фото- и телекамер "Мадонна с младенцем" появляется на свет в плаще небесного цвета и необыкновенном сиянии.
"Это не краска, это не светотень, это тончайшая пропись золотом - золотыми тончайшими штрихами. Это не свет, который падает на ее плащ, это скорее тот божественный свет, который излучает она сама", - объясняет доктор искусствоведения, главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина Виктория Маркова.
Учитель Тициана Джованни Беллини давно был желанным гостем в России. Но ни один музей мира не решался отправить его работу в путешествие. И вдруг из Италии пришел ответ: привезем, и даже две.
"Пока наша академия в Бергамо на ремонте, экспонаты могут гостить на мировых выставках. Для этой, в Москве, мы выбрали самое лучшее - коллекция в таком объеме еще никогда не покидала музей", - отмечает директор Академии Каррара города Бергамо Джованни Валагусса.
Но в результате картин Беллини на выставке оказалось целых три. Одна из них отца Джованни - Якопо. Образ Мадонны от разных художественных поколений. И пока сын занимает место рядом с главой семьи, сотрудники с особым трепетом открывают один из первых ренессансных портретов - герцога Лионелло д’Эсте 1441 года. Такие старинные работы, да еще выполненные на дереве, в дорогу отправляют в исключительных случаях.
"Я даже не припомню, чтобы такая выставка, такого рода произведений в таком количестве, а здесь 58 картин, чтобы она единовременно вывозилась в какой-то другой музей", - говорит президент ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Антонова.
Сразу три картины Сандро Боттичелли. Самая поздняя откроет гения эпохи Кватроченто с неожиданной стороны. В конце жизни художник писал икону. "Благословляющий Спаситель" - одна из последних работ мастера. Здесь же его знаменитый портрет Джулиано Медичи. А современник Боттичелли оставил в веках образ легендарного Чезаре Борджиа.
"Мы понимаем, что происходит в Италии в это время. Она вся бурлит. Здесь дышит почва раннего Возрождения", - поясняет президент ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Антонова.
Художественная жизнь кипела не только в столичных городах. Небольшой город Бергамо даже называли второй Венецией. Именно поэтому там осталось так много шедевров - среди них работы Лоренцо Лотто. Говорят, чтобы понять XVI век знать его также важно, как и Тициана.
Лоренцо Лотто изобразил "Мистическое обручение Святой Екатерины с церковью", и при всей красоте этого ритуала остается загадкой - что за фигура мужчины рядом? Ответ прозаичный - это всего-навсего заказчик картины.
Так художник расплатился с хозяином квартиры, в которой жил. Запечатлел его и оставил работу в счет долга. А во время итальянских войн случилась беда - французский солдат просто вырезал часть картины и забрал с собой - так сильно она ему приглянулась.
"Там Лотто изобразил прекрасный пейзаж. Как бы город Иерусалим, но изобразил он Бергамо", - объясняет доктор искусствоведения, главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина Виктория Маркова.
Уже в декабре академия Каррары откроется после реконструкции, и мировое турне сокровищ из Бергамо подойдет к концу. Ретроспектива в Пушкинском станет последней перед окончательным возвращением этих картин домой.